ЛИСТАЯ ГАЗЕТЫ
Комментарий к основным публикациям
Перемена позиций "Союза правых сил", наметившиеся в последнее время и проявившиеся во время нашумевших теледебатов между Анатолием Чубайсом и Григорием Явлинским, стали одной из основных тем сегодняшних публикаций в прессе.
Свой взгляд на предложенную проблему в журнале "Итоги" предлагает Дмитрий Пинскер. Он отмечает постоянный рост популярности СПС. Начав предвыборную кампанию с позиции 2,5-3%, к концу ноября правые достигли отметки 5,5-6%. Если такая тенденция сохранится, то 19 декабря они смогут получить 7,5-8% голосов избирателей.
Вместе с тем, по мнению автора, подобный успех вызван вовсе не результатами хорошо организованной предвыборной кампании. Избирательный штаб СПС выглядит примерно так: "суета и неразбериха, бесконечные споры о том, "кто наш избиратель" и надо ли "утюжить" ему мозги агитацией или "наш сторонник достаточно умён и способен самостоятельно сделать свой выбор". Так, что, как утверждает г-н Пинскер, "за не слишком серьёзным отношением к рекламе можно усмотреть отсутствие стратегии ведения кампании".
Однако за месяц до выборов в штабе правых появился один из создателей коалиции Анатолий Чубайс. Цель главы РАО "ЕЭС России" состоит не в наведении порядка и не в изменении агитационных мероприятий. Чубайс вернулся, чтобы "не дать правым увлечься дискуссией о базовых принципах либеральной демократии и не позволить им свалиться в оппозицию к премьеру Путину",- считает автор статьи. И с этой задачей "главный менеджер Союза правых сил" справился блестяще.
Стремительный рост популярности премьера Путина заставляет большинство партий, желающих взять власть, поддержать действия правительства в Чечне. Лишь коммунисты и "Яблоко" могут до известных пределов игнорировать общественное мнение: их запас прочности настолько велик, что они без труда преодолеют 5%-й барьер. Поскольку СПС таким ресурсом не обладает, он с самого начала "решил не идти против течения".
Заслуга в этом полностью принадлежит Анатолию Чубайсу. Его проправительственные заявления, сделанные в последнее время, воспринимаются как позиция всего Союза правых сил. Дебаты с Григорием Явлинским показали, что главный энергетик страны сделал ставку на агрессивную пропаганду своих государственнических взглядов и жёсткое разделение всех политических сил на "своих" и "чужих". Дмитрий Пинскер не исключает, что таким образом Анатолий Борисович возьмёт реванш у "Яблока" и перетянет часть его электората.
Глава РАО "ЕЭС России" не имеет возможности баллотироваться и не располагает сильным кандидатом в рядах подведомственной ему партии. Поэтому цель Чубайса - повторить успех 1996 г. и второй раз привести в Кремль "своего" президента. Главной политической задачей при этом стало предотвращение победы Евгения Примакова. Так, Чубайс сделал ставку на Владимира Путина. "Прагматичный и умный демагог Чубайс не скажет о Путине дурного слова",- замечает г-н Пинскер. Для него Путин - "локомотив, который должен ввести Анатолия Борисовича обратно во власть". Значительная часть активистов СПС тоже втайне надеется вернуться во власть благодаря эффективному менеджменту Чубайса.
Однако, поддержав антитеррористическую операцию властей в Чечне, правые поступились одним из базовых принципов демократического движения. Такова цена сохранения и укрепления их политических позиций. "Где гарантия, что, однажды поступившись базовыми принципами, либералы не пересмотрят свою позицию по другим вопросам, если от этого будет зависеть сохранение власти?" - вопрошает автор.
На страницах "Известий" тему продолжает Вячеслав Никонов. По его мнению, изначально правые в России "оказались абсолютно неправильными - либеральными". В то время как во всём демократическом мире правыми принято считать не либералов, а консерваторов. "По мировым стандартам СПС стоило бы отнести скорее к центристам или левоцентристам",- отмечается в статье. Действительно правыми с большим основанием могли бы себя назвать "Наш дом - Россия" или "Отечество. Вся Россия", сочетающие в своих программах рыночные идеи с "просвещённым консерватизмом" (НДР) или патриотизмом и традиционализмом (ОВР).
Но после начала второй чеченской войны российские либералы "начали меняться на глазах". "Поставив на Путина, Союз правых сил должен был взять резко вправо, в сторону консерватизма", - констатирует г-н Никонов. Однако, как полагает автор, СПС тем самым рискует лишиться своих избирателей: "чеченская политика правительства пользуется общей поддержкой в стране, но не среди либерального электората, занимающего традиционно пацифистскую позицию". На новом же электоральном поле нашим правым предстоит ещё доказать органичность "вновь обретённого патриотизма". Вот почему, "становясь консерваторами, либералы сильно рискуют".
То, что правая идеология - далеко не гарантия успеха на выборах, доказывает судьба партии "Наш дом Россия". По данным социологов, сегодня НДР может рассчитывать не более чем на 2-3% голосов россиян. "Движение доживает последние дни, и вместе с ним забудется его хорошее название", - пишет в журнале "Эксперт" Наталья Архангельская.
Неудачи попыток придать НДР новый имидж объясняются тем, что движение было создано по номенклатурному принципу и перестройке не поддаётся. Две беды "экс-партии власти": отсутствие серьёзных идей и кадровый голод. Провозглашённый лидерами НДР "просвещённый консерватизм" выглядит слишком преждевременным и неуместным для современной России, которой как раз наоборот нужны энергичные реформы.
С лидерами тоже проблема. Вторая по численности фракция в Думе оказалась на редкость безликой. Да и сам Виктор Степанович "слишком велик, чтобы идти под кого-то". По мнению, автора статьи, для главы НДР "более приемлема гибель его детища, чем перспектива отдать его наследникам".
На таком фоне просто блестящими выглядят возможности главной оппозиционной силы - Коммунистической партии Российской Федерации. "НГ" вынуждена признать, что последний месяц предвыборной кампании показывает усиление влияния КПРФ. Именно партия Зюганова на сегодняшний день располагает наибольшим организационным и политическим потенциалом, необходимым для получения первого места по итогам избирательного марафона.
Автор публикации в "НГ" Андрей Фёдоров называет целый ряд причин, способствующих успеху коммунистов. Прежде всего, КПРФ по-прежнему остаётся единственной подлинно общефедеральной партией, имеющей активно действующие низовые структуры. Причём партия сумела проявить необходимую гибкость на региональном уровне и во многих случаях найти общий язык с местными руководителями.
Кроме того, г-н Фёдоров утверждает, что в стратегии и тактике предвыборной кампании коммунистов произошли серьёзные изменения. Отказавшись от массовых предвыборных акций, они делают ставку на закрепление в сознании восприятия КПРФ как партии стабильности. Из программных документов следует, что партия не собирается разрушать сегодняшний мир, а готова к его разумной модернизации при сохранении социалистических идеалов в основе своей деятельности.
В политической борьбе центр тяжести был перенесён в регионы с чётким выделением болевых точек каждого из них. Общие лозунги уступили место "целенаправленной обработке региональных полей". В результате "красный пояс" стал зоной реального повышения влияния зюгановцев.
В нынешнем составе Госдумы КПРФ сумела сохранить ключевую роль. Попытки создать движения, альтернативные коммунистам Зюганова, оказались обречены на провал. На Компартию объективно работает ослабление влияния ЛДПР и НДР. При этом левые оказались в исключительно выгодном положении. Все силы власти брошены на борьбу с ОВР. Благодаря чему КПРФ предстаёт перед избирателями единственной политической силой, не вовлечённой ни в какие коррупционные или иные скандалы.
Ни для кого не секрет, что кризис августа 1998 г. способствовал расширению электората коммунистов. КПРФ может рассчитывать на поддержку не только пенсионеров, военнослужащих и работников ВПК, но в некоторых случаях, особенно в провинции, даже на "политически не определившиеся остатки среднего класса".
Андрей Фёдоров полагает, что в оставшееся время предвыборной кампании компартия займёт более жёсткую позицию по отношению к своим главным политическим оппонентам: "Союзу правых сил" и "Единству". Критика ОВР, наоборот, снизится, т.к. коммунисты надеются на сотрудничество с блоком Примакова-Лужкова в будущей Думе.
Если указанные тенденции сохранятся, на предстоящих выборах КПРФ сможет собрать даже больше голосов, чем в декабре 1995 г. и сохранит положение ведущей парламентской фракции. В результате Компартия окажется ключевым игроком в решении вопроса о составе правительства и на президентских выборах.
|