Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Международное положение.

 
Отношения с США

Российско-американские отношения не являются центральной осью современной системы международных отношений. Россия может представлять интерес для США с точки зрения сбалансирования многополярной системы (Япония, Китай, исламский мир, Германия и т.д.) - как противовес другим центрам силы, но не столь мощный, чтобы представлять угрозу самим США. Если же для регулирования глобального миропорядка США сделают ставку исключительно на расширение системы западных союзов, то отношения с Россией не будут иметь для них стратегического значения. В то же время, США, памятуя об уроках изоляции Германии после Версаля, сознают опасность унижения России, и это создает предпосылки для того, чтобы искать какие-то взаимоприемлемые формы взаимодействия с Москвой. Но согласование этих интересов возможно как результат жесткого торга; любая оплошность или просто пассивность будут тут же обращены Вашингтоном к своей выгоде.

20-21 марта в Хельсинки состоялись российско-американские переговоры на высшем уровне. Несмотря на различные толкования достигнутых договоренностей в сфере стратегических вооружений (о переговорах по СНВ-3, о разграничении стратегической и тактической ПРО) и учитывая, что администрации США приходится сдерживать сильное давление со стороны контролируемого республиканцами конгресса, важным является подтвержденное Б.Клинтоном обязательство выполнять положения Договора по ПРО.

Отношения в торгово-экономической сфере были одной из главных тем переговоров Б.Ельцина и Б.Клинтона в Хельсинки и Денвере, а также восьмой сессии межправительственной комиссии Черномырдин-Гор по экономическому и технологическому сотрудничеству между РФ и США (6-8 февраля, Вашингтон). Российское руководство вновь и вновь поднимало вопрос о привлечении американских инвестиций (из примерно 9 млрд. долл. иностранных инвестиций в РФ на долю США приходится одна треть), об окончательном изъятии из американского законодательства ограничений на торгово-экономические связи с РФ, которые сохраняются со времен "холодной войны". За последние три года объем американской помощи России сократился более чем в 16 раз - с 1,6 млрд. долл. в 1994 г. до 95 млн. долл., ассигнованных на 1997 г. Несмотря на свое громкое название, российско-американская экономическая инициатива, выдвинутая на Хельсинкской встрече, включает с американской стороны комплекс шагов, которые даже в совокупности являются, скорее, символическим жестом.

Отказываясь признать РФ страной с рыночной экономикой, хотя 60% ее национального дохода создается в частном секторе, США ставят российский экспорт в очень невыгодное положение, делая его уязвимым для антидемпинговых пошлин. Устранение этих барьеров, наряду с предоставлением России постоянного статуса "наибольшего благоприятствования", позволило бы РФ получить гораздо больший экономический эффект как по линии государственных программ США, так и по линии американского частного бизнеса.

С другой стороны, США стремятся побудить Россию отказаться от экономических проектов с третьими странами (Индией, Кубой, Ираном, Кипром), к которым по тем или иным причинам они относятся негативно. При этом США исключили Россию из ядерной сделки с КНДР и не предоставили ей равноправный статус в возглавляемых ими международных органах по контролю за экспортом технологий. Американские претензии к Москве касаются именно сферы торговли оружием и технологиями двойного назначения, где РФ еще сохраняет высокую конкурентоспособность. Все более напористая в последнее время политика нашей страны по продвижению своих интересов на мировом рынке вооружений и ядерных технологий наталкивается на активное противодействие США, не желающих усиления позиций ВПК в российской экономике и, соответственно, в политике, его проникновения на рынки, где неизменно доминировали американские поставщики (Колумбия, страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива).

В целом же, Россия и США в экономической сфере являются малозначимыми друг для друга партнерами. Впрочем, налицо одна важная особенность - сильная зависимость РФ от США, но не через межгосударственные связи, а через международные финансовые структуры (МВФ, Всемирный банк, "Парижский клуб"), где Вашингтону принадлежит решающий голос. Очень слабое "сцепление" экономических интересов двух держав означает, что российско-американские отношения лишены прочной материальной основы и, следовательно, весьма подвержены воздействию конъюнктурных факторов.

В настоящее время нет никаких объективных предпосылок для того, чтобы Россия могла рассчитывать на какое-либо стратегическое партнерство с США, ибо оно может строиться только на основе сопоставимости возможностей сторон, а не повторяющихся от встречи к встрече декларациях. В оценке характера взаимоотношений следует исходить из того, что РФ и США - страны, существенно различающиеся по своей роли в мировой политике, где возможности РФ гораздо более ограничены в силу экономической слабости и внутренней нестабильности. За исключением сферы стратегических вооружений отношения с Россией не имеют приоритетного значения для США.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России