Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Экономическая политика.

 
Жилищно-коммунальная реформа

12 мая на заседании правительства под председательством Б.Ельцина обсуждалась концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства России. "Эта проблема, - заявил Президент, - стоит стране 119 триллионов рублей ежегодно, столько мы всем военным не выплачиваем". Суть жилищно-коммунальной реформы в правительственном варианте сводится к следующему. Сегодня до 80% затрат этой сферы дотируется из местных бюджетов. Денег в этих бюджетах нет. В аварийном состоянии находятся 50 тыс. км подземных трубопроводов, а еще 300 тыс. км требуют капитального ремонта. Кроме того, надо снижать тарифы на тепло и энергию для промышленных предприятий. Поэтому целесообразно повысить плату за коммунальные услуги и жилье.

Истинное содержание реформы формулируется витиевато. В 1997 г. "участие населения" в оплате коммунальных услуг должно составить 35% от их общей стоимости, в 2000 г. - 70%, а в 2003 г. - все 100%. В 1997 г. для квартиросъемщиков установлен потолок платы за эти услуги на уровне не более 16% от доходов семьи. В 2003 г., по оценкам авторов реформы, этот потолок составит 25% - "как на Западе".

"Реформаторы" лукавят. Средние доходы там, как минимум, в 5 раз выше, чем в России. Да и жить там дешевле - климат теплее, отопительный сезон короче, дома получше. Население США в 1995 г. на содержание жилья тратило не более 17% от своих совокупных доходов. Если же внести поправки на качество жилья (оно там, минимум, в 2 раза лучше) и на количество квадратных метров на человека (у них норма, минимум, в 5 раз выше), то российские расценки завышены чудовищно. По планам наших "реформаторов" получается, что российское население за свое непрезентабельное жилье должно платить долю заработка в 2 раза выше, чем американцы.

Коммунальная реформа предусматривает дотации семьям, чей душевой доход ниже величины прожиточного минимума. При этом площадь жилища не должна превышать пределов так называемой социальной нормы. Это означает, что при оплате жилья даже на уровне 16% от совокупного дохода семьи на дотации должно пойти 75 трлн. руб. Это, конечно, меньше, чем 100 трлн. руб., затраченных на дотации коммунальной сфере в 1996 г., но разницу в 25 трлн. руб. государство может и не получить. Малообеспеченные семьи и сегодня за квартиру и коммунальные услуги платить отказываются. Кроме того, цены у нас растут быстрее, чем средняя заработная плата. Следовательно, "экономия" будет съедаться обесцениванием реальных выплат. Но это - провал реформы.

Доля фонда заработной платы в российском ВВП сегодня ниже 23%. В США эта доля - 59% от ВВП. Совокупные денежные доходы российского населения составляют 58% от ВВП, американцев - 85%. Социальные трансферты (дотации) в США - почти 14% от ВВП, в России - не более 10%. К тому же, ВВП США это не ВВП экономически ослабленной России! Спрашивается, можно ли из российского фонда оплаты труда оплатить то, что оплачивают американцы из своего фонда оплаты труда? А ведь "реформаторы" лелеют планы переложить на плечи населения, кроме коммунальной сферы, содержание учреждений здравоохранения, образования, пенсионные отчисления.

В Москве подсчитали, что по новым правилам за приличную квартиру придется платить 2,5 млн. руб. в месяц. Себестоимость коммунальных услуг в Москве - 15 тыс. руб. на квадратный метр. Без субсидий в этом случае может обойтись гражданин с зарплатой минимум 10 млн. руб. (примерно 1800 долл. в месяц). Остальные граждане, то есть подавляющее большинство москвичей, должны получать субсидии. И эти субсидии практически перекроют иллюзорную добавку в бюджет за счет повышения квартирной платы и тарифов на услуги. При этом в Москве есть кое-какая социальная инфраструктура - созданы пункты, в которых можно получить субсидии. Есть ли такие пункты в других городах? А ведь их создание тоже требует денег.

Московские власти, в отличие от властей федеральных, хотят увязать рост тарифов и квартплаты с доходами населения. В 2003 г. в Москве квартиросъемщики будут оплачивать не федеральные 100%, а только 75% содержания жилья. Впрочем, если промышленность работать не будет и доходы населения также не будут расти, "коммунальная реформа" неизбежно провалится даже в Москве. Сегодня здесь каждая вторая семья платит за квартиру нерегулярно, а 10% населения не платят вовсе. И государственные, и частные работодатели заработную плату либо не платят, либо платят такую, 80% которой уходит только на питание. Другими словами, нынешнее поддержание жилищно-коммунальной сферы уже осуществляется за счет урезания доходов населения. Так что новизна реформы сводится лишь к изменению формы этого урезания.

ДЭЗы и ЖЭКи Б.Немцов считает пусть мелкими, но все равно "естественными монополистами". Следовательно, с ними надо бороться. Он и его соавторы по реформе полагают, что функции этих зловредных организаций должны поделить между собой собственники жилья, управляющие организации, подрядчики, которые обслуживают жилищный фонд, и органы госконтроля. Немцов уверен, что подрядчики просто обязаны вступить в конкурентные отношения друг с другом и сбить цены на обслуживание жилья. Разумеется, лучшие подрядчики будут определяться в ходе его любимых еще в бытность нижегородским губернатором конкурсов. И к 2003 г. жилищно-коммунальное хозяйство страны будет безубыточным.

Реформаторы утверждают, что коммунальное обслуживание улучшится и подешевеет, если жильцы домов будут объединяться в жилищные товарищества. О последних можно прочитать в дилогии Ильфа и Петрова об Остапе Бендере. Эти "вороньи слободки" смогут напрямую заключать договора со строительными конторами на обслуживание подъездов и домов. Как учил Адам Смит, конторы эти под воздействием "невидимой руки рынка" вступят в ценовую конкуренцию, и стоимость обслуживания упадет. Во-первых, никаких жилищных товариществ организовать в сколько-нибудь широких масштабах не удастся, пока разнодоходные семьи живут в одних и тех же домах. Во-вторых, никакой конкуренции между "братками", которые возьмут под свою "крышу" коммунальное обслуживание, не будет.

В Эстонии неплательщиков силой выселяют из домов и на грузовиках перевозят в оставленные армией военные городки. Куда их будут перевозить в России? А мигрантов и беженцев? У нас ведь и военным городков не хватает.

23 июня Б.Немцов отчитался перед журналистами за первые сто дней своего пребывания в должности первого вице-премьера. Очевидно, что реальных достижений у него не так уж много. Коммунальная реформа пока - на стадии начала экспериментов в 14 городах. Отношение к ней регионов неоднозначно. Социальная реформа ограничивается обещаниями выплатить к 1 июля долги по пенсиям. Поскольку Государственная Дума на своем последнем заседании практически отвергла представленный вице-премьером О.Сысуевым "социальный пакет", уже в августе можно ожидать появления новых долгов перед пенсионерами. К числу достижений Б.Немцова обозреватели относят снижение цен на продукцию и услуги естественных монополий. Но сделать это могли и без Немцова, поскольку "военные действия" против естественных монополистов скрупулезно готовил еще Е.Ясин, будучи министром экономики в "необновленном" кабинете*.

 



* Впрочем, надо отдать должное и Б.Немцову, который отказался от встречи с вице-президентом Комиссии Европейского союза Л.Бриттэном во время его визита в Москву. ЕС не признает РФ страной с рыночной экономикой и ведет с ней экономическую войну, обвиняя российских экспортеров в демпинге. Недавно именно Бриттэн подписал дискриминационный документ о введении антидемпинговой пошлины в размере 32,9% для российских экспортеров бесшовных труб (для Чехии - 5,2%, Румынии - 10,8%). Также действует ЕС, чтобы ограничить экспорт из России текстиля.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России