Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Репортаж

 
Дни PR в Москве

Еще не улеглись страсти избирательной кампании в Государственную Думу, как уже повсюду ощущается приближение выборов президента.

Как известно, для успеха любого проекта - социального, коммерческого и, конечно же, политического - все большее значение приобретают РR-технологии. Паблик рилейшнз (РR) это, пожалуй, та область взаимодействия с общественным мнением, которая еще только разрабатывается в нашей стране. Поэтому в Москве Межрегиональной общественной организацией Российской Ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) в очередной раз были организованы "Дни РR" (они прошли с 24 по 28 января).

Центральным мероприятием дней стала Международная конференция "Качество и результативность в связях с общественностью" (24-25 января). В ней принимали участие представители РR-служб как коммерческих, так и государственных структур.

Семинар "РR-технологии в избирательных кампаниях"

В рамках "Дней РR" была проведена научно-практическая конференция "Связи с общественностью: образование и карьера", а также семинары - "Управление репутацией" и "РR-технологии в избирательных кампаниях". Наиболее интересным и информационно-насыщенным мероприятием на наш взгляд стал семинар "РR-технологии в избирательных кампаниях".

Прежде всего, обращает на себя внимание детальная проработка организации семинара. В частности, тщательно подготовленных материал и своевременная раздача всех справочных изданий.

В работе семинара принимали участие: Гришин И.В. (консалтинговая группа "Имидж-контакт"), Минтусов И. ("Никколо М"), Боушев В.Г. (член редакционных советов журналов "Практический маркетинг" и "Политический маркетинг"), Даровин И.Я. (Центр региональных прикладных исследований), Беляева Н. (общественная коалиция "Гражданское общество и выборы'99"), Корецкий А.Г., Олиферов К.Л. (региональная общественная организация участников финансового и фондового рынков - РОУФОР). На семинаре присутствовали и принимали активное участие в обсуждении предложенных Вольным обществом социальных технологов вопросов журналисты: Петров Д. (журнал "Со-общение"), Моисеев А. (журнал "Советник") и др.

На семинаре обсуждались такие вопросы, как отношение социальных технологов к информационным войнам и их использованию в избирательных кампаниях; о месте социального технолога с учетом изменившихся обстоятельств (прогнозы и перспективы; опыт строительства партий в странах СНГ (партии-однодневки); проблема существования независимых РR-структур; свобода профессиональной информации и "новое поколение в РR". Но наибольший интерес, судя по оживленным репликам, вызвали сообщения на темы: о нарушениях избирательного законодательства, "грязные технологии" и их право на существование, место социального технолога в современном обществе. Все эти вопросы рассматривались в преломлении проблемы чистоты и честных выборов в 1999 году, перспективы президентской кампании с точки зрения чистоты выборов.

Проблемы, обсуждавшиеся на семинаре

Нарушение Центризбиркомом избирательного законодательства

Выступая перед многочисленной аудиторией, В.Г.Боушев обратил внимание присутствовавших на многочисленные нарушения избирательного закона Центризбиркомом н выборах 19 декабря 1999 года (доклад "О нарушениях Центризбиркомом избирательного законодательства"). "Выборы, которые прошли 19 декабря состоялись, но результаты их таковы, что их можно отменить.." - полагает Боушев. Центризбирком составил специфический календарный план выборов. В этом календарном плане было столько путаницы со сроками, что поправить эту ситуацию было невозможно, поскольку одна поправка неминуемо повлекла бы за собой массу других поправок (в частности, дата публикации новой и старой нарезки избирательных округов). Несмотря на то, что жалоба, поданная специалистами в Верховный Суд была удовлетворена, окончательно исправить весь календарный план так и не удалось. Немало дискуссий развернулось вокруг вопросов об открытии специального избирательного счета, а также о сроках регистрации общественно-политических движений в Минюсте. Так, выяснилось, что одни и те же нормы закона вычислялись ЦИКом и Минюстом по совершенно разным методикам. В продолжении дискуссии участники семинара не раз еще возвращались к этой теме.

Профессия РR-технолога

Современный РR - попытка управлять обществом также, как управлять отдельной организацией. В свою очередь, управление обществом не что иное, как возможность оказаться на волне социальных процессов. Преимущество социального технолога перед другими профессиями заключается в возможности прогнозирования процессов в обществе (например, политических). Он может вступить в этот процесс вместе с другими субъектами, которые его инициировали, как партнер.

Профессия РR-технолога "в чистом виде начинает вымирать". По мнению большинства участников, к РR-технологам можно причислять не только "прослушавших курс в соответствующем учебном заведении". В большинстве случаев это те, кто приобщился к профессии по факту своей деятельности.

РR-технологи не должны ограничиваться только изучением избирательных и политических технологий, а как можно глубже проникать в суть самого термина "РR" для того, чтобы уделять особое внимание именно "налаживанию коммуникаций между людьми".

Несмотря на то, что РR-технологи - в основном люди, чья деятельность достаточно высоко оплачивается, среди них есть просто энтузиасты, которые занимаются этой деятельностью только потому, что считают ее для себя очень важно.

Усиление роли административного ресурса в избирательных кампаниях

У "непрофессиональных" технологов есть тоже своего рода преимущество перед профессионалами - у них нет проблем с заказчиками, поскольку они сами могут выступать одновременно и в роли заказчика, и в роли подрядчика. Это одно из условий независимости в действиях, а значит - в оценках. Объединение усилий "непрофессионалов" в единую корпорацию (т.н. "третью силу") поможет им защитить свои интересы и организовать реальный контроль на выборах. Последние выборы в Госдуму (1999) многие выступавшие называли "администрированными", поскольку роль административного ресурса стала еще более значительной. Административному ресурсу, по мнению Даровина И.Я., можно противостоять путем выделения средств из бюджета избирательной кампании - a priory - на финансирование независимой организации (так называемой "третьей силе").

По мнению специалистов следствиями роста административного ресурса является количественный рост фальсификаций с одной стороны, и "ненормативное" размещение материалов в СМИ. Некоторые региональные СМИ на последних выборах стали слепо копировать центральные СМИ (так, в проведении предвыборной агитации стал очевиден "синдром Доренко").

"Черные технологии" в избирательной кампании в Госдуму '99

Предстоящие выборы не обойдутся без применения "черных технологий". "Глубоко убежден, что число фальсификаций превышает тот допустимый уровень, о котором мы можем даже подумать" - заявил Даровин И.Я. Другой эксперт - В.Боушев - полагает, что "фальсификации - это неотъемлемая часть российских выборов, без которых они просто не проходят". Те же "черные технологии" (они же "незаконные технологии"). Из их числа исключена борьба компроматов, поскольку она расценивается как форма законная агитации. Зато с полной уверенностью можно занести в разряд "незаконных технологий" подмену урн для голосования, переписывание протоколов итогов голосования, наличие на избирательных участках ручек с симпатическими чернилами и, наконец, "мертвые души" в списках избирателей (выборы Абрамовича на Чукотке). Конечно же, основные нарушения происходят во время подсчета голосов.

Кроме призывов к созданию "третьей силы" (корпорации независимых наблюдателей на выборах), звучали и другие предложения. Например, попытаться объединить усилия в борьбе за пересмотр результатов выборов в Госдуму с последующей их отменой.

Экспертные опросы оказались точнее социологических

Ход избирательной кампании прогнозируется РR-технологами. Говорить о каком-либо одном типе исследований, который позволил бы совершенно верно прогнозировать результаты выборов пока не приходиться. Каждая предыдущая избирательная кампания отличается от последующей приоритетным видом исследований. Было отмечено, что на выборах в Госдуму 19 декабря с наилучшей стороны себя зарекомендовали экспертные опросы, как метод оценки ситуации в регионах и в целом по России.

Экспертные опросы являются методом сбора и обработки информации по интересующим вопросам на выбранной территории. Результаты экспертных опросов представляются как в виде аналитической записки, обобщавшей неформализованную информацию, так и в виде наглядных числовых данных: диаграмм, таблиц, графиков, результатов моделирования. Именно такой комплексный подход к получению и обработке экспертных опросов был применен Центром региональных прикладных исследований. (июль - декабрь 1999). Он предоставил возможность экспертам свободно высказываться о ситуации в избирательном округе. Следуя этой технологии, удалось получить наглядные численные результаты о значимых факторах, влияющих на ситуацию. Например, с разных позиций оценить вероятность победы кандидатов.

Эффективность экспертных вопросов на этой кампании была значительно выше, чем эффективность социологических исследований. Так, экспертные опросы оказались точнее социологических (70% и 65%). Даровин И.Я. заметил, что мировая практика свидетельствует об обратном: как правило социологические опросы точнее экспертных. Директор ЦРПИ усматривает причину успеха экспертного метода в росте административного фактора ( по данным исследования о предсказании вероятности победы кандидата представители администрации дали верный почти что на 100% ответ).

В целом семинар "РR-технологии в избирательных кампаниях" прошел интересно. Организаторами "Дней ПР в Москве" запланирован еще целый ряд встреч по этой тематике. Ввиду актуальности проблемы мы постараемся осветить эти мероприятия.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России