Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Проблема

 
Секретные материалы Владимира Путина.
Необъявленная программа главного кандидата.

Нет на нашем политическом небосклоне фигуры более загадочной, чем действующий премьер-министр. Вроде бы он все время на виду - все время с народом, то в Москве, то в Иваново, то на Мамаевом кургане, - а знают о нем почти так же мало, как в судьбоносный и многообещающий день 31 декабря, когда уходящий президент поднес нам свой оригинальный новогодний подарочек.

Абсолютно все - и те, кто собирается голосовать за Путина, и те, кто активно выступает против него, - настойчиво требовали: уважаемый Владимир Владимирович, срочно опубликуйте свою программу! Иначе нечего хвалить и нечего критиковать. Исполняющий обязанности, естественно, пошел навстречу требованиям масс и в первый же день разрешенной по закону предвыборной агитации опубликовал практически во всех центральных средствах массовой информации свое открытое письмо уважаемым избирателям. Массы прочли это письмо и, похоже, ничего не поняли. Слишком загадочным был опубликованный документ, слишком мало давал ответов и чересчур много вызывал дополнительных вопросов. Этим письмом премьер как бы хотел сказать: любите меня таким, какой я есть, а какой я есть на самом деле - узнаете после выборов.

Конечно же, у Путина есть программа - даже если она нигде не опубликована и вообще не существует как единый документ. Однако публиковать ее уважаемый и. о. никак не хочет. Эта его позиция имеет один несомненный плюс - Путин может с успехом выступать как фигура национального согласия и объединять под своими знаменами всех, кого не лень - и Горбачева, и Кириенко, и даже Сергея Бабурина. Оно и понятно: на пустом месте легче прийти к консенсусу. Те люди, которые этого никак не поймут, все пытаются добиться реальных ответов на мучающие их вопросы: что будет с экономикой, как изменится внутренняя политика, какие приоритеты Путин намечает во внешней политике и т. д. Им приходится домысливать, пользуясь всеми доступными источниками об исполняющем обязанности и его реальных намерениях. Так и мы попробуем посмотреть, к чему же ведет нас наиболее вероятный претендент на ельцинское кресло. Сразу оговоримся: "наиболее вероятный претендент", "исполняющий обязанности президента", "премьер-министр", "Владимир Владимирович", "Путин" и даже просто "и. о. " - это все он, наш будущий гарант.

Что может помочь в раскрытии реальных пунктов программы Путина? Во-первых, конечно же, его реальные дела. Логично рассматривать хронику действий Владимира Владимировича начиная с января этого года, то есть с того момента, когда на его решения формально не мог влиять никто. Заслуживают внимания и немногочисленные интервью Путина. Впрочем, большого количества информации из них получить не удастся. Пример такого интервью был опубликован 10 марта в "Коммерсанте" - почти полторы страницы текста содержат минимальное количество информации (как-то исподволь вспоминается Михаил Сергеевич Горбачев с его многочасовыми и малосодержательными выступлениями). Но тут дело в другом: Путин - профессиональное кладбище информации. Может быть, это и хорошо: кажется, за последние годы россиянам поднадоело обсуждать скандалы вокруг президента и его семьи.

Аналитики указывают и другой важный источник информации: интервью и выступления приближенных лиц премьера и людей, традиционно с ним связываемых, - Германа Грефа, Анатолия Чубайса и даже (чем черт не шутит) самого Бориса Березовского. Однако относится к этим заявлениям, хоть и значительно более информативным, чем выступления самого и. о., следует с большой осторожностью: все же это точка зрения Грефа, Чубайса и всех остальных, а не собственно будущего президента.

Задача, как видите, не из простых. Есть большая опасность исказить действительные взгляды нашего будущего гаранта (даже если бы он снял свою кандидатуру, ничего бы не изменилось - Путина уже приговорили к победе). Поэтому если мы где-то что - то у Владимира Владимировича упустили, где-то поняли его не так - что ж, он сам того хотел. Честно опубликовал бы свою программу, и не пришлось бы вылавливать всю эту информацию по крупицам.

Путин и экономика.

Парадокс: даже базовых воззрений наиболее вероятного президента на перспективы развития нашей экономики до сих пор никто не знает. Это неудивительно: ни в одном из опубликованных программных документов нет никаких указаний на макроэкономические ориентиры Путина. Можно обратить внимание только на один факт: в ходе своей рабочей поездки по Иркутской области 18 февраля исполняющий обязанности президента заявил в связи с конфликтом вокруг Байкальского целлюлозо-бумажного комбината, что государство не останется в стороне от проблем передела собственности. Что это означает: простое усиление государственного регулирования или намерение создать крепкий государственный сектор экономики, Путин не уточнил.

Интересно также, что Владимир Владимирович подразумевал под "большой инвентаризацией страны" (фраза из его открытого письма)? Не является ли это скрытым указанием на попытку создания госсектора? Известные факты заставляют предполагать, что Владимир Владимирович все же не намерен существенно укреплять роль государства в экономике. На это может указывать, в частности, однажды высказанная им точка зрения на проблему губернаторской власти. Выступая перед своими доверенными лицами 29 февраля, Путин четко указал, что выступает за выборность губернаторов. Конечно, это еще не означает полного отказа Москвы от регулирования региональных процессов, но значительно ограничивает возможность влияния на них. Тогда же Путин заявил, что государство гарантирует всем собственникам их права. То есть если президент все же соберется создавать крепкий госсектор, ему придется выкупать акции и предприятия, что на фоне существующего "баланса" доходной и расходной статей нашего бюджета маловероятно. Если учитывать, что Путину, в соответствии с его намерениями, еще предстоит поддерживать сельское хозяйство, науку, образование и культуру, а также выкупать контрольные пакеты акций топливно-энергетического комплекса, на Байкальский ЦБК у государства денег просто не хватит.

В связи с этим следует поставить другой вопрос: продолжит ли Россия при Путине брать кредиты Международного валютного фонда и других подобных организаций? Разумеется, да. И дело не в том, что пути в Вашингтон уже накатаны предшественниками Владимира Владимировича, а в том, что без международной финансовой помощи новый президент не будет в состоянии реализовать даже малую часть своих задач (хотя бы тех, которые уже известны широкой публике). Именно в этом ключе, на мой взгляд, следует понимать февральское заявление Путина о намерениях поддерживать хорошие отношения с МВФ даже несмотря на то, что Мишель Камдессю тогда отказался предоставить нам новые кредиты (мотивировав это тем, что Путин еще не получил реальную власть в стране). Поспешные переговоры Касьянова с Лондонским клубом заставляют предполагать, что руководство страны не прекратит "доить" и эту структуру. Путина в этом винить никак нельзя - при его программе в противном случае государство просто не выживет.

Что же до внутренней финансовой политики, то здесь, похоже, все намного проще. Чего стоит один тот факт, что на посту председателя Банка России продолжает трудиться Виктор Геращенко, получивший это назначение при Черномырдине, потерявший место после "черного вторника" (ох, как его тогда все ненавидели!) и снова попавший в правительство с легкой руки Евгения Примакова. Дело, конечно, не в личности главного банкира страны, а в той программе, которую он проводит, В качестве рождественского подарка Геращенко преподнес нашим экспортерам идею заставить их продавать государству всю свою валютную выручку, ничего не оставляя для внутренних операций. Уже 6 января предложение Геращенко было всецело поддержано новоиспеченным исполняющим обязанности президента. Экспортеры, как показывает анализ рынка, несколько запаниковали: может быть, в государстве денег и станет больше, но объемы экспорта могут серьезно сократиться. А если это произойдет, нарушится пока вполне благоприятный для России баланс экспорта и импорта (в настоящее время доходы России формально превышают расходы). Путин, судя по его действиям, предлагает политику давления на экспортеров, а значит, видит возможности переориентации рынка на внутреннего потребителя. Если это означает подъем экономики России, думаю, никто против не будет.

Убытки от снижения объемов экспорта премьер-министр собирается покрывать другим способом. 3 марта в Сургуте он заявил, что в ближайшее время Россия будет наращивать объемы добычи сырой нефти. Учитывая ситуацию на рынке нефти, это фактически означает сбивание цен. Кому это выгодно? России - потому что даже при сравнительно низких ценах продажа большого объема нефти и нефтепродуктов принесет в казну большие деньги. Западной Европе и США - потому что за те же деньги они получат больше требуемого сырья, а значит, станут более сговорчивыми в вопросе предоставления Москве новых кредитов (неважно, по линии МВФ или Всемирного банка). А невыгодно это странам - экспортерам нефти (членам ОПЕК), с которыми у России, к слову сказать, и так отношения прохладные, так что здесь мы ничем особенно не рискуем.

Заявленная таким образом экспортная политика приведет к тому, что Россия будет вынуждена в огромной степени сама удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственных продуктах, ограничиваясь их закупкой разве что в Белоруссии. Это предусмотрено в одном из официально обнародованных пунктов программы Путина: 29 февраля он заявил о необходимости государственной поддержки сельского хозяйства. В чем будет заключаться эта поддержка, можно только гадать. Симптоматично только одно заявление исполняющего обязанности: 18 февраля в Иркутске он поддержал идею референдума, предложенную "Союзом правых сил". Один из вопросов референдума касался введения в России института частной собственности на землю. Не секрет, что лидеры СПС выступают за куплю-продажу земли; остается предполагать, что такой же является и точка зрения Путина. В таком случае она сближается с позицией губернатора Новгородской области Михаила Прусака, который в конце февраля направил исполняющему обязанности президента открытое письмо, в котором, помимо всего прочего, предложил передать землю, находящуюся под предприятиями, в собственность владельцам этих предприятий, в том числе иностранным инвесторам. Судя по тому, с каким вниманием письмо Прусака рассматривалось официальными средствами массовой информации, Кремль проявил к нему большой интерес, а такой важный пункт губернаторской программы Путин, конечно, просмотреть не мог.

В последнее время и. о. президента выступил с обещаниями предоставления широких социальных гарантий малоимущим слоям населения. Так, 11 января Путин торжественно сообщил, что размер пенсии с 1 февраля будет увеличен на 20%, в начале февраля пообещал увеличить размеры минимальной заработной платы, а 25 февраля подписал указ о единовременной выплате в апреле этого года в ознаменование 55-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 390 рублей ветеранам. Незадолго до этого, 22 февраля, посещая мемориал на Малаховом кургане, Путин заявил о необходимости адресной поддержки пенсионеров. На всех денег, опять же, не хватит. Именно это заставляет предполагать, что социальная помощь нового президента будет именно адресной: государство просто физически не сможет разбрасываться льготами и пособиями.

То же самое касается, похоже, и тезиса о приоритетном развитии культуры, науки и образования (об этом также было заявлено 29 февраля в ходе встречи Владимира Путина со своими доверенными лицами). Конечно, хорошо, что премьер-министр выступает за поддержку столь важных сфер общественной жизни. Остается только еще раз задать сакраментальный вопрос: откуда он возьмет столько денег?

Чеченская проблема.

Этот пункт программы Владимира Владимировича всем давно уже ясен: мочить, мочить и еще раз мочить! Среди проблем, стоящих перед сегодняшним правительством России, чеченская - самая главная. Это видно хотя бы из того, что свою первую поездку по России в новом качестве исполняющий обязанности президента предпринял именно в Чечню. Уже 6 января было подписано постановление правительства о выделении денег и техники для восстановления экономики и социальной сферы Чечни. 9 января Путин направил Евросоюзу письмо о перспективах урегулирования ситуации в Чечне, в котором выразил согласие начать переговоры с полевыми командирами, но только с теми из них, кто изначально согласится полностью признать территориальную целостность Российской Федерации. Если в январе это было еще актуально, то сегодня, когда под контролем боевиков остается несколько процентов территории республики, о переговорах речь не идет. В противном случае Салмана Радуева следовало бы сажать не в Лефортово, а за стол переговоров.

Владимир Путин прекрасно осознает, что от того, насколько успешной будет операция федеральных сил на Северном Кавказе, зависит его популярность как премьер-министра, исполняющего обязанности, кандидата в президенты и президента (если он им станет). Вполне понятно поэтому стремление Путина как можно скорее объявить о победе. Уже 6 февраля он сообщает о завершении войсковой операции в Грозном, а потом постоянно рапортует о сроках завершения всей операции в Чечне. Окончательной победы пока нет, хотя никто не удивится, если о ней будет объявлено 24 или 25, а может быть, и утром 26 марта.

"Замочить" боевиков мало - необходимо навести на подконтрольной территории хоть какой-то порядок. Важнее всего здесь - убедить российских граждан и мировое сообщество в том, что в Чечне соблюдаются права человека - первооснова правового государства и конституционного строя. 17 февраля указом Путина в России была введена должность специального представителя Президента РФ по обеспечению прав человека и гражданина в Чеченской республике. Важно, что спецпредставителем стал не кадровый военный, а директор Федеральной миграционной службы Владимир Каламанов, то есть человек, прекрасно понимающий нужды беженцев и умеющий с ними работать.

Но и защита прав человека не дает полных гарантий установления в Чечне конституционного строя. Укрепление власти в этой республике, по мнению Путина, возможно только в экстраординарных условиях, и 10 марта и. о. высказывается за введение в Чечне режима прямого президентского правления сроком на два года. Нет никаких сомнений в том, что сразу после своей победы на президентских выборах Путин реализует свои намерения в отношении Чечни, и Совет Федерации ему в этом противодействовать не будет (губернатор Свердловской области Эдуард Россель - один из наиболее влиятельных членов верхней палаты парламента - уже 13 марта высказался в поддержку этой идеи).

Укрепление обороноспособности или милитаризация общества?

Усиление роли Москвы на Северном Кавказе потребует сохранения в регионе значительного контингента внутренних войск. С комплектацией личного состава в последнее время, как известно, возникают существенные проблемы.

За первые два месяца Владимир Путин издал шесть указов, непосредственно направленных на укрепление армии и милитаризацию гражданского общества. Среди таких указов - распоряжение о переходе на 12-летнее среднее образование (до тех пор, пока вопрос о перенесении призывного возраста не будет урегулирован, никто не переубедит потенциальных призывников и их родителей в том, что этот указ направлен против них), указ о наделении министров и ряда официальных лиц правом засекречивать информацию (комментарии излишни), указ о введении начальной военной подготовки в курс средней школы (этот указ противоречит действующему законодательству, разрешающему обучать и обучаться НВП только факультативно), а также указ, разрешающий воинским частям брать "на воспитание" сирот и детей матерей-одиночек. Много шума наделал вступивший в силу 1 февраля подписанный Путиным указ "О призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2000 году". Согласно этому приказу, в России впервые с 1991 года в необходимом объеме должны состояться военные сборы, на которых будет задействовано почти 20 тысяч офицеров запаса (в конце февраля газета "New York Times" опубликовала статью, автор которой сообщает, что два из шести пунктов указа носили секретный характер; что они содержали, неизвестно (на то они и секретные), но журналисты уверены: милитаризация общества набирает обороты). Первая ласточка, свидетельствующая об укреплении роли армии и усиления государственного влияния в этой области, пролетела. За ней последовали другие. 7 февраля Путин утвердил "Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах", которое фактически возвратило "особистам" статус "неприкасаемых" и, по сути, расширило их полномочия до бесконечности - вплоть до контроля за политической деятельностью офицеров.

4 марта этого года газета "Известия" опубликовала материал, из которого следует, что Владимир Путин выступает за дальнейшую профессионализацию армии, но не говорит, что армия в нашей стране будет полностью профессиональной. Говоря иными словами, на создание профессиональной армии и отмены системы воинского призыва в России в случае прихода Путина к власти можно не рассчитывать.

О чем все это может говорить, как не о намерении усилить политическую роль армии? Хорошо это или плохо - судить не нам и не сейчас. Предвыборная программа Путина содержит важный пункт, предусматривающий ведение борьбы с преступностью и бандитизмом. С легкой руки Путина появилось понятие "диктатура закона" (совещание 31 января), означающее всеобщее равенство перед законом. Здесь было бы логично ожидать пункта о гарантиях прав человека, однако такого тезиса ни в открытом письме Владимира Владимировича, ни в его заявлении своим доверенным лицам не было. Единственное, что в этой связи было указано Путиным - гарантии соблюдения свободы слова, но пока неясно, является этот термин реальным (в таком случае почему он не сопровождается гарантиями свободы личности, неприкосновенности частной жизни и т. п.) или популистским.

Внешняя политика.

Урегулирование ситуации на Северном Кавказе (всеми вышеперечисленными средствами) позволит новому президенту восстановить добрососедские отношения с ближним и дальним зарубежьем. Активные действия в этом направлении начались сразу же после Нового года. Если Борис Ельцин пользовался среди глав государств СНГ авторитетом (как лидер самой крупной страны и как единственный остававшийся у власти участник Беловежских соглашений), то Путину свой авторитет еще только предстояло наработать. Он предпринимает серию консультаций с лидерами стран Содружества: 3 января премьер-министр проводит телефонные переговоры с президентами Белоруссии, Узбекистана и Таджикистана, 4 января - с Леонидом Кучмой, а 6 января - с президентами Казахстана и Киргизии.

Телефонные переговоры закрепляются 25 января в ходе серии двусторонних встреч в Москве. Небольшой спектакль на тему: "Кто станет новым председателем Совета глав государств СНГ? " завершился в пользу Путина, хотя его победа в состязании с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым была вовсе не очевидна. Существенную поддержку Путину, как все помнят, оказал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, который пользуется большим влиянием в регионе. Поддержка со стороны Грузии была для Путина тем более важна, что отношения Москвы и Тбилиси в последнее время безоблачными назвать никак нельзя. Важно и то, что все главы государств согласились нарушить прежние правила и отобрать у Эмомали Рахмонова право председательствовать в Совете. Это показывает, что в СНГ к Путину, несмотря на его молодость и малоопытность в делах большой политики, относятся вполне серьезно, что не может не оказывать влияния на позиции России. Не случайно, что сразу же после проведения упомянутого заседания в России и Грузии возник проект строительства железной дороги, которая связала бы Владикавказ и Тбилиси через Большой Кавказский хребет; это - более чем красноречивое доказательство существенного "потепления" отношений России и Грузии.

Владимир Путин продолжает традиционную для Москвы политику миротворца в регионе. Уже 24 января в кремлевской библиотеке при посредничестве премьер-министра РФ проходят переговоры между президентами Армении и Азербайджана. На них, как и следовало ожидать, обсуждалась проблема Нагорного Карабаха, в течение последних десяти лет омрачающая отношения между Ереваном и Баку. Если учитывать, что Армения и Азербайджан крайне неохотно идут на контакт, заслугой Путина можно считать уже сам факт проведения встречи Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева.

Таким образом, Владимир Путин взял уверенный курс на сохранение Россией позиций лидера в СНГ и главного миротворца Содружества. За прошедшие с тех пор два месяца России удалось существенно продвинуться в деле интеграции систем безопасности двенадцати государств СНГ: буквально на днях (10 марта) прошла встреча министров внутренних дел, а на лето на территории Узбекистана и Киргизии намечено проведение под патронажем Москвы международных учений по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Укрепление позиций Путина в СНГ сопровождается очевидным ростом его политического веса в дальнем зарубежье. В течение февраля по приглашению Путина в Москву приезжают: госсекретарь США Мадлей Олбрайт (2 февраля), министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин (4 февраля), генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (16 февраля) и министр иностранных дел Великобритании Робин Кук (23 февраля). Такие люди появляются в России не часто. Если вспомнить, что 18 января Путин принял в Москве министра обороны КНР Чи Хаотяня, то мы увидим, что всего за месяц исполняющему обязанности президента удалось зазвать к себе лидеров всех крупнейших мировых держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритания, Франция, США, Китай) и председателя крупнейшего на планете военно-политического блока. Для триумфа не хватало только очень крупной политической фигуры. И она появилась: 11 марта в Санкт-Петербург специально для встречи с Путиным (премьера оперы Прокофьева даже официальными средствами массовой информации рассматривалась только как предлог) прибыли премьер - министр Великобритании Тони Блэр и президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Блэр, судя по его заявлениям в прессе, был очарован нашим и. о. Некоторые СМИ уже сравнили Блэра с его предшественницей Маргарет Тэтчер, которая в 1986 году посетила Советский Союз и представила миру Михаила Горбачева. В функции Блэра, похоже, входит представление всему миру нового кандидата в президенты великой страны.

Новичок на политической арене, Путин ведет себя в соответствии со статусом лидера мировой державы. 18 февраля он направляет правительству и президенту Латвии письмо с просьбой вмешаться в процесс по делу партизана Василия Кононова, обвиняемого в истреблении мирных жителей во время второй мировой войны, и добивается от Вайры Вике-Фрейберга ответа. Это показывает, что Путин намерен и дальше проводить политику доминирования России в субрегионе. Следует отметить, что в последнее время усилились голоса тех, кто предлагает ввести против Латвии экономические санкции, в частности, прекратить прокачку нефти через ее терминалы в Вентспилсе. Судя по общему направлению политики нашего нового правительства, Путин вполне может на это пойти.

Россия продолжает играть роль государства-миротворца не только в своем макрорегионе (СНГ), но и на мировой арене. В настоящее время накал вокруг Косово несколько спал, но Россия не оставляет своей миротворческой миссии.

Важным моментом внешнеполитической деятельности премьера стало его заявление в интервью британскому телевидению. 5 марта Путин не исключил для России возможности войти в НАТО. Вряд ли нужно еще раз анализировать эти слова Путина; нужно лишь указать, что, в отличие от Польши, Венгрии, Литвы и других состоявшихся и потенциальных претендентов на вступление в НАТО кандидат в президенты показывает: Москва никому не позволит диктовать себе условия и будет всеми силами сохранять статус великой державы.

Административное управление.

И, наконец, последний момент предвыборной программы Путина, момент, охватывающий все сферы деятельности. Этот пункт - активность государства.

Прожив несколько лет с довольно апатичным президентом, который проводил в ЦКБ чуть ли не больше времени, чем в своем кабинете, Россия с радостным удивлением увидела, что Владимир Путин начал свою деятельность с поездок по стране. Ельцин не мог посетить Чечню больше пяти лет - Путин собрался в одночасье и, не пожалев новогодней ночи, прибыл на позиции федеральных сил. Среди регионов, где он побывал за последние два месяца - Карелия (12 января), Краснодарский край (10 - 13 февраля), Иркутская область (18 февраля), Волгоградская область (22 февраля), Тюменская область (3 марта), Иваново (7 марта). Путин много ездит по Москве, был в Зеленограде (8 февраля) и Звездном городке (2 марта). Конечно, эта его активность в значительной степени обусловлена предвыборной кампанией, но он, по крайней мере, попытался создать собственное живое представление о ситуации на местах.

Путин проводит многочисленные консультации. Сейчас уже сложно вспомнить, когда президент Ельцин в последний раз встречался с Геннадием Зюгановым или Владимиром Жириновским (с 1996 года, кажется, ни разу). Премьер-министр дважды проводит консультации с лидерами думских фракций (5 января и 26 февраля), еженедельно совещается с вице-премьерами и силовыми министрами. Газеты трубят о фантастической работоспособности исполняющего обязанности президента; только за два дня - второе и третье января - он подписал 41 федеральный закон, в то время как Ельцин не мог этого сделать с начала декабря. Уже в первые дни проводятся кадровые перестановки. Это означает, что Путин не боится преобразований в государственном аппарате, что он зависит от чиновников меньше, чем его предшественник. Будущий президент понимает, что существующий в России механизм государственной власти "запущен, расхлябан и разболтан" (слова из выступления Путина на расширенном заседании коллегии министерства юстиции 31 января). Уже само осознание этого факта является существенным шагом вперед.

Некоторые итоги.

Как же могла выглядеть предвыборная программа Владимира Путина, если весь вышеприведенный материал был интерпретирован правильно? ВЕРОЯТНО, основными направлениями деятельности Владимира Путина на посту Президента Российской Федерации (в случае его избрания на этот пост) будут:

1. В области экономики: - укрепление роли государства, - отказ от существенного увеличение госсектора, - продолжение политики зависимости от внешних кредитов, - сокращение объемов экспорта,

- переориентация рынка на внутреннего потребителя, - введение частной собственности на землю,

- адресная помощь социально незащищенным слоям населения, - приоритетное развитие культуры, науки и образования.

2. В области внутренней политики:

- завершение наведения конституционного порядка в Чечне, - введение в Чечне режима прямого президентского правления, - укрепление влияния армии,

- отказ от создания полностью профессиональной армии, - милитаризация общества,

- борьба с преступностью. 3. В области внешней политики: - сохранение Россией доминирующих позиций в СНГ, - сохранение Россией функций государства-миротворца, - сотрудничество с крупнейшими мировыми державами.

Обозреватель Роман Зарапин

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России