Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Проблема

 
Союз России и Беларуси: невыясненные перспективы.

Большинство политологов сегодня уверены, что президентские выборы в России пройдут в два тура. Однако повторное апрельское голосование, увы, не станет последним испытанием многострадального российского бюджета. В сентябре страну ждут еще одни выборы. На этот раз - в союзный парламент России и Белоруссии. Напомним, Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации был подписан президентом Ельциным 8 декабря и единогласно (382 "за", 3 "против", при трех воздержавшихся) ратифицирован Государственной Думой 13 декабря прошлого года. Ему предшествовали различные акты, ставшие шагами на пути к интеграции двух бывших республик СССР.

Но это событие, не считая констатации факта, практически оставили без внимания средства массовой информации. Лишь робкие попытки критического анализа сделала по горячим следам телекомпания НТВ. Общественное мнение, увлеченное предвыборной гонкой и развернувшимися в ее ходе скандалами, также осталось в стороне. А вот белорусская оппозиция дала довольно сильную реакцию. Дважды активисты и сторонники Белорусского народного фронта в знак протеста пытались устроить пикеты и перекрыть центральный проспект Минска, а после ареста одного из лидеров БНФ радикально настроенная молодежь сожгла российский флаг. В Москве подобный факт сочли проявлением национализма, умеренные голоса указывали на естественное противодействие угрозе лишения полной самостоятельности республики.

В России у идеи создания Союзного государства есть много и сторонников, и противников. Каждый приводит веские аргументы в защиту своей точки зрения. Но главное сейчас не это. Создание нового государства приведет к формированию своих ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Их компетенция будет распространяться на всю территорию Союза, в то время как Россия и Белоруссия имеют свои правительства, парламенты, высшие судебные органы. В принципе, такая ситуация не нова. Например, Европейский Союз, объединяющий сегодня шестнадцать государств, тоже имеет единые органы управления: Совет Европы, Европарламент, Европейский суд. При этом все страны-участники сохраняют свои национальные структуры власти, перераспределение полномочий между ними не вызывает серьезных споров. Но внимательное изучение Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России дает интересную картину. Многие наиважнейшие функции Государственной Думы будут переданы в парламент Союза, и это грозит утратой Федеральным Собранием роли высшего законодательного органа.

Вообще, найти сам текст Договора о создании Союзного государства оказалось делом весьма непростым. Единственным источником, позволяющим ознакомится с этим документом, стал официальный белорусский интернет-ресурс Администрации Президента РБ.

Помимо общих положений, целей государства, гражданства и пр., Договор предусматривает вопросы, которые относятся исключительно только к ведению государственных союзных органов, а это наиболее любопытно. Среди них следующие:

1. Единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика.

2. Единая торговая и тарифно-таможенная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.

3. Разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства.

4. Пограничная политика Союзного государства.

5. Международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства.

Ст.17 Договора.

Между тем, все перечисленные прерогативы согласно сегодняшнему российскому федеральному законодательству принадлежат совместному рассмотрению Федеральным Собранием и Государственной Думой:

1. Федеральный бюджет.

2. Федеральные налоги и сборы.

3. Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование.

4. Ратификация и денонсация международных договоров РФ.

5. Статус и защита государственной границы РФ.

Ст. 106 Конституции РФ.

Таким образом, Федеральное Собрание Российской Федерации теряет контроль над вопросами в наиболее важных сферах жизнедеятельности государства: бюджет и его пополнение, границы и их защита, внешняя политика. В результате высший законодательный орган страны будет работать на уровне субъекта конфедерации.

Удивительно, но этот принципиально важный момент был почему-то пропущен нашими парламентариями, когда они в декабрьской спешке, увлеченные предвыборной борьбой ратифицировали Договор.

Но последствия создания Союзного государства могут оказаться намного серьезнее, чем утрата Федеральным Собранием своего значения. Статья 39, пп.2, 3 Договора о создании Союзного государства регламентирует формирование союзного парламента. Он состоит их двух палат: Палаты Союза и Палаты Представителей. Высшая палата формируется из представителей Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации, причем в равной пропорции - по 36 членов от каждой из сторон. Палата Представителей (нижняя палата союзного парламента) избирается на основе всеобщего избирательного права, туда входят 28 депутатов от Белоруссии и 75 от России. Однако равное и всеобщее избирательное право предполагает равное представительство.

Обратившись к статистическим сведениям, можно узнать, что население Белоруссии составляет 16 млн человек, а России - 148 млн. Элементарный математический подсчет даст следующую картину: один член и один депутат Палаты Союза и Палаты Представителей от Республики Беларусь будут соответственно выражать интересы 444 тыс и 571 тыс своих граждан, а от Российской Федерации - 4 млн и 2 млн. Таким образом, один голос гражданина Белоруссии будет "весить" в несколько раз больше, чем голос россиянина. Несправедливая картина сложится и в отношении Москвы, хотя численность ее населения сопоставима с количеством населения Республики Беларусь. На сегодня столица, насчитывающая около десяти млн жителей, состоит из 14 избирательных округов. Это дает в Государственной Думе 28 депутатов из 450; т.е. парламентская пропорция (1/16) приблизительно равна общедемографической (1/14,8). При расчете пропорций в масштабе Союза результат будет выглядеть следующим образом: демографическое соотношение Москва/Союзное государство окажется равным 1/16,4, соотношение в Палате Представителей - 1/20,6 (5 депутатов из 103). От Белоруссии же эта значение составит 1/3,7 (28 из 103), т.е. в 5,6 раза больше, хотя соотношение численности населения Москва/Республика Беларусь 1/1,6.

Напрашивается следующий вывод: президент Белоруссии г-н Лукашенко не так прост и недальновиден, как его иногда рисуют отечественные СМИ. Он, видимо, не разделяет принципа Юлия Цезаря "лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме". Александр Григорьевич примеривал это на себя в течение многих лет и теперь ставит для себя цель с обратной формулировкой - "лучше быть вторым в Риме, чем первым в деревне".

Но ситуация с созданием Союзного государства может получить дальнейшее развитие, еще более негативное для России. Вечером 8 декабря, после подписания Борисом Ельциным и Александром Лукашенко самого Договора, посол Югославии в России Борислав Милошевич заявил, что его страна по-прежнему готова вступить в союз России и Белоруссии, намерения Югославии в этом смысле неизменны. Он также указал на постоянные контакты по поводу вышеуказанного вопроса между парламентами трех славянских стран, оговорив, правда, тщательную подготовку и воздержание от спешки такого события. В начале февраля поднимался вопрос и о присоединении к Союзу Армении, парламентарии которой решили, все-таки повременить. В любом случае, расширение конфедерации приведет к увеличению состава депутатов Союзного парламента, при этом пропорциональное соотношение представителей от России вряд ли будет увеличено. Необходимо учесть: согласно статье 43, п.6 Договора все законы Союзного государства принимаются в обеих палатах большинством голосов. Следовательно, к депутатскому корпусу Палаты Представителей законодательного органа Союза достаточно прибавить еще 48 депутатов (а в Палату Союза только одного сенатора) от новых государств-членов - и Россия потеряет контроль над принятием всех важнейших внутренних и внешних политических решений. И подобный расклад будет означать, прежде всего, полную утрату Российской Федерации своего суверенитета. А ведь не стоит забывать, что Россия из всех кандидатов в новое геополитическое образование является самым сильным. Ее людской, промышленный, научный, военный потенциал на несколько порядков выше остальных. Колоссальны природные ресурсы. Наконец, несмотря на все проблемы последнего десятилетия, а также позицию правительства Владимира Путина, остается в силе международный авторитет.

В этой связи может снизиться и значение мартовских выборов президента РФ, которых ожидает российская и мировая общественность. Причем даже не столько самих выборов (их результат сегодня достаточно ясно предугадывается), сколько будущая возможная политика кандидата №1, с которой как раз далеко не все ясно.

Необходимо добавить, что новое конфедеративное государство предполагает унификацию многих правовых норм государств-участников. Таким образом, многое из гражданского законодательства, наработанного за долгие годы Государственной Думой, придется менять. И, прежде всего, будет затронута юридическая база основных экономических узлов - налогообложение, торговая и таможенно-тарифная политика, предпринимательство.

Но, к сожалению, как бывший президент РФ, так и депутаты Государственной Думы проявили полную недальновидность. Проявит ли ее Совет Федерации и, самое главное, граждане нашей страны на предстоящем референдуме по поводу образования Союза России и Белоруссии?

Однако все это, так сказать, отдаленная перспектива. Если почитать документ под названием "Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства" (также можно посмотреть на сайте Александра Лукашенко), мы узнаем, что интеграция по основным предметам Союза рассчитана на срок 3-5 лет. Намного ближе во временном интервале к нам стоят выборы в нижнюю палату Союзного парламента. Напомним, они должны состоятся в сентябре текущего года. Но пока эти выборы явно выпадают из внимания не только средств массовой информации, но и PR-структур. Отчасти такая ситуация объясняется нарастающей с каждым днем президентской кампанией, отчасти недооценкой значения будущего конфедеративного законодательного органа. Здесь, между прочим, очень интересна финансовая сторона вопроса.

Для любого PR-агентства, по большому счету, дальнейшее сотрудничество со своим клиентом в случае его успеха может оказаться куда более выгодным, чем барыши от "раскрутки" подопечного в ходе избирательной кампании. Не случайно крупные агентства, располагающие солидной финансовой базой, берутся за сопровождение перспективных, но "бедных" кандидатов. Работа ведется авансом; кандидат, став депутатом, должен "отработать" с процентом затраченные средства. А оценить финансовое значение депутата того или иного уровня можно по формуле: сумму бюджета (принимаемого в рамках полномочий того или иного законодательного органа) разделить на количество мандатов. В свое время еще только нарождавшиеся политтехнологи не предали вниманию выборы 1993 года в Московскую городскую Думу. Между тем, бюджет Москвы меньше федерального в четыре раза, а количество мандатов МГД по сравнению с Государственной Думой - в тринадцать.

Поэтому самым тщательным образом следует проанализировать вопрос о финансовых полномочиях Палаты Представителей Союзного парламента. Количество представителей от России, отметим еще раз, семьдесят пять при общем числе кресел в сто восемь. О бюджете будущего Союзного государства сейчас ничего определенного сказать нельзя. Но некоторые выводы можно сделать из статьи Договора, которая определяет вопросы, принадлежащие к исключительному ведению Союза:

- объединенная транспортная и энергетическая системы;

- разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;

- функционирование региональной группировки войск;

- пограничная политика Союзного государства и пр.

Ст.17 Договора.

Очевидно, что это - наиболее дорогостоящие статьи бюджета. Если сюда добавить пересмотр гражданского законодательства и части налогов, то, с точки зрения лоббистов, места в Палате Представителей могут оказаться весьма привлекательными. На подходе новые бои за власть. Будут ли они такими же грязными, как декабрьские, остается только гадать.

Алексей ШТАНГАРОВ
16 февраля 2000 г.

 

См.также:

Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Договор о создании союзного государства.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России