Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Интервью

 

Отечественный исследовательский рынок и Интернет.

Социологические исследования - важный и неотъемлемый этап любой избирательной кампании.

В прошлом репортаже мы познакомили Вас с исследовательским центром РОМИР, а некоторым просто напомнили о нем. В продолжение разговора хотелось бы Вам предложить запись еще одной беседы. Речь пойдет о том, насколько широко представляются данные социологических исследований в Интернете (кто их представляет, каким образом и делает ли это вообще). Если рейтинги - лишь вершина айсберга, то интересно узнать, что же скрыто под водой? На эти и другие наши вопросы нам любезно согласились ответить генеральный директор РОМИР - Елена Башкирова и менеджер по PR - Наталья Лайдинен.

Мой первый вопрос к Наталье Лайдинен. Скажите, пожалуйста, насколько широко на сегодняшний день социология освещается в Интернете?

Н.Лайдинен: К сожалению, социология освещается не так широко, как нам бы того хотелось. Как специалисты мы считаем, что данные социологических исследований должны быть представлены полномасштабно, то есть существует необходимость в публикации данных различных глубинных исследований, исследований психологических мотиваций, политических ценностей. Именно они в конечном итоге и определяют состояние политической культуры в обществе.

В принципе, изучение политической ситуации следует начинать с изучения политической культуры, с изучения ценностного пласта, который лежит в основе дальнейших событий. Этот аспект исследований общественного мнения, к сожалению, очень фрагментарно представлен в российском Инернете.

Ваше отношение к такому виду социологических исследований, как рейтинги? Какими на Ваш взгляд достоинствами и недостатками они обладают?

Н.Лайдинен: Рейтинги – это лишь малая часть изучения политической культуры, политических процессов. Публикация только рейтингов сужает круг проводимых социо-политических исследований, служит коньюнктуре. Специалисты РОМИР работают с представителями СМИ для того, чтобы публиковались не только цифры рейтингов, но и данные серьезных электоральных исследований.

Е.Башкирова: Мы не просто формально описываем сложившуюся политическую ситуацию, а проводим серьезную аналитическую работу. Мы стараемся вскрыть подлинную причинно-следственную связь происходящих или уже произошедших событий. Например, интересный вопрос: почему вдруг возник феномен рейтинга В.Путина? Мы пытаемся понять, почему это произошло. Сейчас политическая ситуация меняется слишком быстро и что произойдет в ближайшее время предугадать трудно. Может быть, мы столкнемся и с другого рода феноменами.

Рейтинги... Да ими забито все информационное пространство. Я всегда говорила, что рейтинги – это не самое важное. Необходима информация социального фона. В период последних выборов в Государственную Думу объективно рейтинги были более востребованы в СМИ, чем другие виды исследований.

Не могли бы вы дать оценку некоторым социологическим сайтам с точки зрения освещения исследовательской информации?

Е.Башкирова: Видимо, Интернет до сих пор остается для многих наших коллег делом новым, поэтому данные социологических исследований представлены пока в Интернет достаточно слабо. Мне нравится сайт АПН с точки зрения подачи социологических материалов. АПН серьезно относится к получаемой информации. Они проверяют абсолютно все данные, все цифры. Мы хотели бы привлечь внимание к сайту РОМИР, где мы стараемся публиковать самые новые материалы исследований.

Н.Лайдинен: Что касается социологической информации, публикуемой на сайтах политических партий, то данные исследований обычно касаются ключевых деятелей партии. К социологии прибегают лишь тогда, когда необходимо подчеркнуть ту или иную позитивную характеристику партии или движения или ее лидера. Полномасштабных электоральных исследований, показывающих ситуацию на всем поле у них обычно не бывает.

С Вашей точки зрения, насколько корректно журналисты подходят к данным социологических исследований?

Е.Башкирова: Журналисты иногда выдергивают данные совершенно бессистемно. Обычно все ищут что-то “горячее”. Некорректность подачи данных стала практикой. А ведь непонимание журналистом данных социологического исследования ведет к обвинениям в адрес самих исследователей.

Н.Лайдинен: Много проблем возникает тогда, когда информацию подают люди недостаточно компетентные в том вопросе, который они освещают.

Мы также хотим, чтобы журналисты ответственно подходили к той информации, которую они получают.

Как бы Вы определили современное состояние исследовательского рынка?

Н.Лайдинен: Вообще, можно выделить сразу несколько групп исследовательских социологических центров. Во-первых, исследовательские центры, на профессиональной основе проводящие как политические, так и маркетинговые исследования. Они работают на рынке много лет, совершенствуют методики, обладают разветвленной инфраструктурой. К таким центрам относится РОМИР. Все наши консалтинговые услуги базируются в этом случае на серьезной научной базе.

Есть компании, создаваемые только на период выборов. Они, как правило, имеют краткосрочный ресурс работы и создаются обычно при ПР-агентствах и региональных штабах кандидатов и партий. Мы уверены, что полноценного социологического обеспечения они представить не могут. К тому же, заняты в подобных структурах обычно непрофессионалы, к работе привлекаются студенты. Поэтому следует очень осторожно относиться к тем результатам, которые получатся на выходе. Как правило, эта информация не является достаточно достоверной, базировать на ней какие-то аналитические выводы, разрабатывать стратегии избирательных кампаний нельзя.

Конечно, существуют и такие серьезные научные центры, как Институт Социологии, занимающиеся преимущественно фундаментальными разработками.

Каковы Ваши прогнозы относительно развития российского рынка политической социологии?

Е.Башкирова: Все связано с политической конъюнктурой, которая меняется от выборов к выборам. Те центры, которые по-настоящему занимаются наукой, а не только делают деньги, продолжат изучение общественного мнения. Так, у нас в РОМИР с окончанием выборной гонки, научная жизнь не затихнет, а наоборот - активизируется. Мы будем заниматься анализом имеющихся у нас данных. Конечно же, одновременно с этим мы начнем подготовку к следующим выборам.

Центры, появление было продиктовано конъюнктурными соображениями, скорее всего перестанут существовать.

В других центрах основной акцент будет поставлен на проведении маркетинговых исследований или исследований СМИ.

Как и раньше, социологические центры будут работать в основном под заказ либо коммерческих, либо государственных структур. Эта работа все равно будет нужна.

Беседу провела корреспондент сервера “Выборы в России”
Светлана Галушко.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России