Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 

Рядовой российский покупатель-избиратель не может быть гарантирован от того, что на его подсознание не ведётся несанкционированное воздействие.

Пресса об избирательных технологиях.

Приближающиеся президентские выборы заставляют вновь обратиться к теме избирательных технологий. На прошедшей неделе некоторые центральные газеты вспоминали опыт ведения недавней парламентской кампании. Не исключено, что многие опробованные на ней приёмы будут использованы и в президентской гонке.

"Известия" (28.01) рассказывают о том, как и сколько может заработать на выборах рядовой гражданин. Выбор "специальностей", как оказывается, достаточно велик. Самая распространённая из них - агитатор. В его обязанности входит разнос листовок и газет по почтовым ящикам или раздача их прохожим на улицах, а также сбор подписей. КПРФ и ЛДПР доверяют подобную работу только своим активистам. Если агитаторы коммунистов работают бесплатно, то другие партии обычно платят деньги. Так, разбросав по почтовым ящикам 1000 газет, можно заработать от 50 до 100 рублей. Те, кто раздают листовки, имеют от 120 до 250 рублей в день. Одна собранная подпись стоит 5-10 рублей. Во время осенней кампании самые высокие расценки были у Союза правых сил, несколько ниже - у "Яблока" и ОВР. Трудности работы агитатора состоят в том, что работать приходится по вечерам - начиная часов с пяти-семи, а газеты надо разносить по тем домам, которые укажут. При этом адреса могут вовсе не совпадать с местом жительства самого агитатора. Окружные штабы перебрасывают людей туда, куда нужно центральному штабу: например, из Северного Бутова в Метрогородок.

Трудности ожидают и сборщиков подписей. Заработок "подписантов" не превышает 50 рублей в день, потому что в штабе наверняка забракуют половину собранных подписей.

Есть и более высокооплачиваемые виды работы, но они сопряжены с гораздо большим риском. На расклейке листовок, к примеру, можно сделать до 150 рублей в день, но при этом оказаться в отделении милиции, т.к. в Москве запрещено расклеивать что-либо без санкции властей. Штраф в 100 рублей - лучший из возможных исходов, - пишут "Известия".

Ещё дороже стоят услуги "киллеров", срывающих чужие листовки и хулиганов, занимающихся граффити и антиагитацией. За один лозунг, сделанный при помощи баллончика с краской на стене дома или заборе, можно получить 50 рублей. Наиболее распространённый приём антиагитации: приклеить на лобовое стекло чужого автомобиля листовку политического соперника. Однако газета предупреждает, что за подобные выходки можно заработать не только крупный штраф, но и статьи 213 и 214 УК ("Хулиганство", "Вандализм"), а также просто оказаться побитым водителем изуродованного авто. Последняя участь нередко грозит и тем, кто срывает чужие плакаты.

Более безопасный и неплохо оплачиваемый способ - участвовать в анкетировании прохожих. Работая с 8 утра до 8 вечера, таким образом, можно рассчитывать на 200 рублей в день.

В качестве главного совета тем, кто решил заработать на предвыборной кампании "Известия" приводят слова одного бывалого агитатора: "Главное, ребята, не усердствовать". Среди конкретных рекомендаций: раскладывать газеты не во все ящики, пропуская последний подъезд, давать по две листовки в руки, пряча каждую пятую под куртку, просить поставить подписи своих друзей и домашних и даже "придумать" пару-тройку подписей. Без этого, как пишет газета, ничего не заработаешь. Хотя зарываться тоже, конечно, не нужно: обычную норму выработки не стоит превышать больше, чем на 20-30%. Лучше агитировать за популярную и крупную партию. Здесь больше платят, а контроля гораздо меньше.

Однако безопаснее и надёжнее всего работать не на партии, а на Горизбирком, считают "Известия". Дежурство на избирательном участке в день голосования довольно изнурительно, но и оценивается в 500 рублей.

Газета "Сегодня" (25.01) анализирует новые избирательные приёмы, которые в ходе парламентской кампании использовал блок в защиту трудящихся "Мир. Труд. Май." Газета уверена, что этой организации должен быть присуждён первый приз за оригинальность. По мнению автора публикации, в Госдуму движение не прошло лишь по той причине, что поборники прав трудящихся активно участвовали в выборах только в нескольких регионах.

Известность "Май" получил благодаря эффектным акциям, которые проводились по следующей нехитрой схеме: несколько десятков не получавших зарплату граждан приходили в кабинет большого начальника, выкладывали на стол Конституцию и КЗОТ и отказывались уходить до тех пор, пока не будут погашены долги. Как сообщает "Сегодня", все эти акции закончились успехом, только дважды милиция применила силу, что только добавило "Маю" популярности. В результате, лидер движения Александр Бурков на выборах губернатора Свердловской области сумел составить серьёзную конкуренцию Эдуарду Росселю, проиграв ему во втором туре с небольшим отрывом.

Во время избирательной кампании в Госдуму "майцы" использовали ещё одно "ноу-хау". Юристы движения обнаружили, что подразделения Министерства социальной защиты неверно исчисляют пенсии, из-за чего пенсионеры недополучают до 240 рублей ежемесячно. Пострадавшим обещали помощь в перерасчёте пенсий, оформлении соответствующих запросов и судебных исков. В итоге в распоряжении "Мая" оказались сотни пожилых людей, из которых были созданы отряды агитаторов.

Схема ведения предвыборной кампании блока Александра Буркова напоминала сетевой маркетинг. В Казани, например, действовала разветвлённая структура. В неё входили 15 сотников, в подчинении у которых было по 10 десятников, контролировавших деятельность агитаторов - по 10 человек каждый.

Избирательная кампания была разделена на три этапа. В обязанности агитаторов входило: 1) донести партийную литературу до 500 избирателей, 2) провести опрос и одновременно агитацию с целью навербовать не менее 60 сочувствующих, 3) пригласить персонально каждого сторонника движения прийти на избирательный участок. За каждый этап работы агитатору полагалось 100 рублей, десятнику - 200, а сотнику - 300. Правда, как пишет "Сегодня" казанское отделение "Мая" в результате обмануло своих активистов и не заплатило обещанных денег.

Между тем лидер движения Александр Бурков собирается принять участие в президентской кампании. "С такой избирательной технологией он вполне может рассчитывать войти, по меньшей мере, в пятёрку лидеров", - считает газета "Сегодня".

"Новая газета" (27.01) рассматривает тему избирательных технологий с точки зрения проблемы "несанкционированного воздействия на личность", т.е. такого воздействия, которое происходит помимо нашего сознания. На вопросы газеты согласился ответить академик И. Смирнов, которого принято считать отцом психотронного оружия. По его словам, помимо знаменитого "25-го кадра Фишера", который применим только для кинематографа и только при определённой частоте прокрутки, уже существуют способы воздействия на людей через Интернет. Г-н Смирнов объясняет суть разработанного его лабораторией нового компьютерного метода: "Из картинки, которая должна войти в подсознание, берётся до 30% пикселов, т.е. точек, и эти 30% вставляются в каждый кадр легального изображения". Подобный метод используется в лечебных целях, например, как средство от наркомании. Однако, собеседник "Новой газеты" опасается, что рядовой российский покупатель-избиратель не может быть гарантирован от того, что на его подсознание не ведётся несанкционированное воздействие. Причина тому - отсутствие закона, запрещающего подобное воздействие в коммерческих и политических целях. Для сравнения в США, начиная с 1956 года, принято 1800 законов и подзаконных актов, посвящённых несанкционированному воздействию на человека. Чтобы соответствующий закон приняли в России, - говорит г-н Смирнов: "остаётся просто устроить скандалище". Пока же можно всерьёз опасаться, что наш избиратель после многократного просмотра рекламы тампакса пойдёт голосовать, скажем, за Жириновского.

Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский, напротив, всячески принижает роль информационного воздействия на избирателя. Он пытается доказать, что "все технологии пропаганды носят только вспомогательный характер". Известный политтехнолог делится своими размышлениями о текущем политическом моменте на страницах другого номера "Новой газеты" (24.01). Приведём лишь наиболее интересные из этих размышлений. Г-н Павловский, например, не видит смысла "рассуждать в идиологеме "грязные" или "чистые" выборы". По его мнению, "выборы очищают избирателей, а не пачкают их". Что же касается прошедших в декабре парламентских выборов, то они, оказывается, "были адресованы именно взрослому в избирателе, а не ребёнку".

Справедливость последнего рассуждения косвенно опровергается газетой "Время МН" (27.01). В статье челябинского корреспондента Сергея Дидковского "Детский PR" рассказывается, как кандидаты в депутаты обманули маленьких больных. Во время осенней кампании в Челябинске кандидаты в депутаты зачастили в детский медико-психологический диагностический центр, т.е. фактически интернат для детей с различными психическими нарушениями. Как пишет газета, в борьбе за электорат потенциальные законодатели не скупились на щедрые посулы. Золотые горы они обещали не столько педагогам, сколько детям. После выборов, "дяди в костюмах" исчезли, а психологам центра предстоит нелёгкая задача, объяснить больным детям, почему не появились обещанные компьютеры, телевизоры и игровые приставки. Вот такие неожиданные психологические последствия кампании "ориентированной на взрослого в избирателе".

Анализ опыта прошедших выборов поучителен. Мы ещё не раз обратимся к данной теме. Пока же в заключение приведём слова всё того же г-на Павловского. Он сравнивает российского избирателя с женщиной, "что ищет связи, но сперва хотела бы выслушать от вас пару милых пустяков". Что, правда, то, правда. Только уважаемый политтехнолог забыл сказать: "девочка" эта в действительности - доверчивая дешёвка.

Василий ЖАРКОВ
31.01.2000

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России