Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 
PR - мены осознали ответственность
за последствия своей деятельности

В течение четырех дней, 22-25 февраля, в Москве, в здании Нового Манежа (Георгиевский переулок) работала выставка "Консалтинг/PR/Выборные технологии", организованная ООО "Стенд-Сервис". В работе выставки приняли участие такие "гранды" политического консультирования, как Центр политического консультирования "Никколо-М" (Е. Егорова), Фонд "ИНДЕМ" (Г. Сатаров), PR - Centre (В. Руга), Группа компаний РОМИР (Е. Башкирова), "Центр политических технологий" (И. Бунин), Информационно-аналитический, продюсерский центр "Новоком" (А. Кошмаров), Центр коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА" (Н. Мандрова) и др. - всего более 50 кампаний, агентств, средств массовой информации и государственных структур.

Одно из основных впечатлений от выставки - сами "пиарщики" оказались несколько шокированными результатами своей деятельности накануне парламентских выборов прошлого года. Тогда, можно сказать, был поставлен рекорд (антирекорд?) по применению "грязных технологий". Кампания велась в целом не против партий и движений, а против конкретных личностей. Атака на политика велась по двум главным направлениям: эмоциональному, когда расчет делался на "житейское" восприятие личности (по принципу "хороший - плохой"), и рациональному, когда упор делался на довольно примитивный анализ ("нехороший, потому что…"). Итог - небывалые по напряжению войны компроматов, когда на конкурентов были вылиты ушаты грязи и были сняты почти все существовавшие табу, которые ранее перейти никто не решался. Классические примеры - пленка с "человеком, похожим на Скуратова" и кадры операции Евгения Примакова.

Результаты тотального снятия запретов сугубо отрицательные. Это потеря доверия и к власти (не случайно во многих округах был велик процент голосовавших против всех), и к средствам массовой информации.

Не случайно "грязным технологиям" было уделено достаточно много внимания в докладах участников семинаров, прошедших в рамках выставки: "Грязные технологии: реальность или фантазия" (В. Руга, PR - Centre), "Психологические приемы и последствия избирательной кампании в Государственную Думу 3 созыва" (Е. Егорова, "Никколо - М"), "Избирательная кампания в условиях административного и информационного давления власти" (Н. Мандрова, Центр PROПАГАНДА).

Большое внимание "грязным технологиям" может иметь и другое объяснение. С последнего дня работы выставки до президентских выборов (если быть совсем точным, то до последнего возможного дня предвыборной агитации) - ровно месяц. А один из фаворитов предвыборной кампании, и.о. президента В. Путин неоднократно декларировал собственный отказ от использования "черного пиара" и призывал к тому же и других претендентов. Может быть, не случайно в работе выставки не участвовал один из главных спецов по "грязным технологиям" - Глеб Павловский из Фонда эффективной политики. Но это лишь предположение.

Прочие главные впечатления от выставки носят несколько двойственный характер. В кулуарах поговаривали об этичности проведения выставки между двумя предвыборными кампаниями федерального уровня. Мол, PR-мены, всячески рекламируя самих себя, "подставили" своих клиентов - политиков. Получается, что "пиарщики" могут сделать практически все, а сами политические деятели - не более чем игрушка в руках политконсультантов и одновременно "подопытные кролики" для опробования избирательных технологий. Технологии эти первостепенны, а программы политических деятелей, их конкретные дела отходят на задний план. Впрочем, это личное мнение отдельных участников и гостей выставки.

Неоднозначны вопросы о полезности выставки и отдаче от нее. Все, что происходило в Новом Манеже, напоминало работу гигантского вечного двигателя. Известно, что существование perpetuum mobile в принципе возможно, только его коэффициент полезного действия равен нулю: вся производимая им энергия уходит на поддержание вечного движения. Почти то же самое произошло и в данном случае. Среди пришедших на выставку последних подавляющее большинство составляли сотрудники PR-фирм и их действительные или потенциальные клиенты. Сторонних посетителей фактически не было. И это несмотря на то, что выставка была хорошо раскручена. Одна из причин - дороговизна пригласительных билетов (750 рублей). Но это видимая часть айсберга. Нельзя исключить, что PR-мены оказались вынуждены "расхлебывать" последствия своей собственной деятельности летом-осенью прошлого года, в результате которой снизилось доверие не только к властям и СМИ, как отмечали некоторые докладчики, но и собственно к политическому консалтингу.

Обозреватель Василий АНДРЕЕВ,
28 февраля 2000 г.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России