Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 
Роль для президента.
Владимир Путин между настоящим и будущим.

Путин взял после выборов тайм-аут. Он старается выиграть время, используя для этого все возможные поводы: новое правительство, по закону, формируется после инаугурации, ЦСР предоставит программу развития страны только к осени и т.д. и т.п. Его политическая линия по-прежнему остается неопределенной. Сложность положения Путина заключается в том, что решения, оптимальные в краткосрочной перспективе, губительны для него в долгосрочной. А для реализации долгосрочных планов в настоящее время недостаточно ресурсов. В ситуации жесткого противостояния различных групп влияния Владимиру Путину предстоит выработать оптимальную стратегию поведения. Существует определенный набор ролей из которого он пока может выбирать.

”Сильный президент”. Высокий рейтинг, крупная фракция в Госдуме, поддержка силовиков, “сдержанный оптимизм” Запада, относительная устойчивость экономики страны, обострившиеся противоречия между группами интересов, лояльность большинства губернаторов, поддержка СМИ - все эти факторы создают благоприятную почву для усиления президентской вертикали. Намерение Путина сократить чиновничий аппарат - часть более широкой административной реформы. Со слов самого Путина явствует, что он стремится разорвать сложившиеся годами связи, ввести в коридоры власти “свежую кровь”.

Однако перераспределение командных должностей в Кремле должно быть подкреплено созданием новых механизмов взаимодействия центра и регионов. В принципе, у Путина есть два пути:

1. Продолжать политику лавирования, играя на противоречиях в губернаторском стане, держа основную массу регионов на коротком поводке дотаций и льгот.

2. Попытаться установить для всех единые правила игры.

Первый вариант отношений ведет в тупик, поскольку экономика не может нормально развиваться в условиях, когда 4-5 регионов кормят остальные 84-85. Но этот вариант более безопасен в тактическом плане. Реализация второго варианта таит в себе множество опасностей. Если Путин возьмет жесткий курс на усиление президентской вертикали, ему придется столкнуться с серьезной “губернаторской фрондой”. Путин должен быть большим мастером политических интриг, чтобы победить в этой схватке.

“Арбитр”. В краткосрочной перспективе это наиболее безопасная и логичная стратегия для Путина. Однако его предшественник практически исчерпал все возможности т.н. “системы сдержек и противовесов”. Ельцинская политика была довольно зрелищна, но абсолютно бесплодна. Именно в надежде на перемены избиратели поддержали Путина. Если он не оправдает ожиданий, то быстро лишится общественной поддержки, которая является на сегодняшний день самым мощным ресурсом Путина. К тому же он не обладает авторитетом Ельцина и вместо того, чтобы быть над схваткой рискует оказаться под ней. Эта роль губительна для Путина, как для политической фигуры и если он строит долгосрочные планы, то явно ему не подходит.

“Отец нации”. Для реализации этой роли Путину необходимо установить в стране режим личной власти. Однако Россия уже не является мощным централизованным государством и административный ресурс неравномерно распределен между центром и регионами. То, что регионы на период выборов дали центру свои возможности так сказать “в аренду” еще не означает, что они от них отказались насовсем. Диктатура возможна только после усмирения и подчинения регионов федеральной власти, а точнее одному ее представителю - президенту. Идея о назначении губернаторов - один из шагов в этом направлении. Однако, назначить губернатора еще не значит подчинить регион центру. Для реального “переподчинения” регионов необходимо разгромить финансово-промышленные группировки, которые держат ситуацию в ряде регионов под своим контролем. Это означает очередной широкомасштабный передел собственности со всеми вытекающими последствиями.

Издержки, связанные с установлением режима личной власти, столь велики, что подобный сценарий представляется практически нереальным и губительным для того, кто попытается его реализовать.

“Чиновник № 1”. Если Путин будет на деле проводить в жизнь линию на установление “диктатуры закона”, то у него есть шансы обойти многие подводные камни, заготовленные политическими противниками. Сильная судебная власть и государство, строго следящее за соблюдением законов и выполнением решений судов, - один из козырей Путина. Он может заняться отлаживанием бюрократической машины на первых порах стараясь не задевать местные власти. Президент - всего лишь “чиновник № 1” в государстве. Эта линия позволит ему постепенно дистанцироваться от различных групп влияния, выстроить надежную систему обороны от нападок олигархов. Однако серьезные реформы в этом случае провести не удастся. Скорее всего, Путин создаст для них плацдарм, которым воспользуется уже следующий президент.

Если Путин не сможет выработать единой стратегии поведения, то ему остается лишь поддерживать свое реноме “защищая” население от всевозможных “угроз”. Технологи придумают новые страшные “угрозы”, которые позволят держать народ в напряжении и страхе. В остальном же все будет идти по-прежнему.

Какую роль возьмет себе Путин пока неясно. Вероятно он прощупывает различные варианты. Но откладывать в долгий ящик окончательный выбор политического амплуа Путину не дадут ни политические противники, ни сама ситуация в стране.

Автандил Цуладзе.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России