Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 
За все время существования независимого российского государства правительство страны постоянно декларировало свои намерения всячески поддержать казачество привлечь его на государственную службу
“Любо!” Владимиру Путину
Российское казачество решило поддержать на выборах и.о. президента России

Совет Атаманов Казачьих войск России на своем заседании принял решение подержать Владимира Путина на президентских выборах. Это решение вызвало несколько неоднозначные отзывы. Одни говорят, что “под Путина” подписались очередные маргиналы, другие же утверждают, что возрождающееся казачество станет реальной силой в российском обществе. Где истина? Посередине? Это слишком примитивно. Так что давайте разбираться.

Часть I
Казаки в суверенной Россиии

За все время существования независимого российского государства правительство страны постоянно декларировало свои намерения всячески поддержать казачество, привлечь его на государственную службу. Но вплоть до последнего времени никаких значимых практических шагов в данном направлении сделано не было.

Первая рабочая группа по изучению проблем казачества во главе с бывшим секретарем Совета Безопасности Юрием Скоковым была создана весной 1992 г. В нее вошли представители Министерства внутренних дел, Министерства Безопасности и Министерства Обороны. Помощником Скокова стал атаман Мартынов, который вместе с другими лидерами казаков представил проект нового президентского Указа. Согласно этому проекту все казаки были обязаны не только пройти службу в рядах Российской армии, но и остаться “под ружьем”, образовав “армию резервистов” в подчинении атаманов.

Результатом деятельности группы стало принятие “рекомендаций” правительству, которые были им “учтены”, но не были реализованы на практике.

16 июля 1992 г. Верховный Совет РФ принимает постановление “О реабилитации казачества”, а днем раньше Президент Б. Ельцин подписывает Указ “О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества”.

Оба законодательных акта не предусматривали официального статуса для казачьих офицеров, что вызвало определенное недовольство со стороны казаков.

В том же году были созданы два управления по делам казачества - при Федеральном центре по земельной и промышленной реформе и в Госкомитете по делам национальностей. Их деятельность опять же ограничилась лишь разработкой рекомендаций для правительства.

Вице-Президент России А. Руцкой в одном из своих выступлений предложил начать возрождение казачьих традиций в армии с создания подразделений казаков в составе мотострелковых полков и воздушно-десантных бригад. Заместитель министра обороны Г.Кондратьев пообещал уже осенью 1992 г. провести призыв в казачьи части, упомянув в то же время о существующих в этом вопросе трудностях (например, неизвестно, кого военкоматы должны считать казаками, а кого нет). Но в то время, опять же, не было предпринято никаких практических шагов по выполнению обещаний, данных казакам А. Руцким и Г. Кондратьевым.

8 мая 1993 г. распоряжением Президента РФ Б. Ельцина был утвержден состав рабочей группы по разработке Устава российского казачества во главе с Александром Котенковым. В рабочую группу были вошли чиновники Государственно-правового управления (ГПУ), а также представители Союза Казаков.

В апреле 1994 г. состоялось совещание при правительстве РФ, в работе которого принимали участие атаманы самых крупных организаций, входящих в Союз казаков. На совещании решался вопрос о создании при Президенте РФ специального консультативного органа, и было решено ходатайствовать перед Президентом РФ о создании Государственного комитета по проблемам казачества, обладающего правом законодательной инициативы. Атаманы утвердили определение казачества как “уникального народа на его собственной территории, с учетом его региональных различий и исторических традиций”.

В одном из интервью в апреле 1994 г. вице-премьер РФ Сергей Шахрай так определил аспекты государственной политики в отношении казачества: несение службы в вооруженных силах, пограничных войсках и подразделениях МВД (охрана порядка, создание таможен и охрана объектов); координация и сплочение казачьих общин; создание “крепких казачьих поселений на востоке страны”. С.Шахрай заявил о том, что при правительстве РФ будет создано управление по делам казачества; а общественные объединения казаков будут регистрироваться при Министерстве по делам национальностей и региональной политике.

В июне 1994 г. Министерство по делам национальностей и региональной политики РФ представило в правительство проект “Комплексной программы поэтапного экономического и культурного возрождения российского казачества”, подготовленный Институтом экономики РАН.

Относительная безрезультатность перечисленных действий властных структур по государственной поддержке казачества объясняется главным образом тем, что в 1992-94 гг. сначала представители законодательной и исполнительной власти, а затем Президент и оппозиция в борьбе между собой стремились добиться поддержки со стороны казачества, и поэтому вся их активность в казачьем вопросе по большей части сводилась лишь к широковещательным популистским заявлениям, а практических шагов сделано почти не было. В целом ситуация не менялась вплоть до президентских выборов 1996 г., после которых нужда в популистских действиях в значительной степени отпала. Хотя следует отметить, что определенные практические меры по поддержке казаков предпринимались и до этого.

В январе 1996 г. Б. Ельцин подписывает указ “О Главном Управлении Казачьих Войск при Президенте Российской Федерации”. Целью деятельности данного управления должно было стать установление тесных контактов и взаимопонимания между президентскими структурами и казачьими объединениями. В апреле 1996 г. начальником Главного Управления Казачьих Войск стал А. Семенов, в прошлом высокопоставленный сотрудник ФСБ, уволенный в отставку после того, как директором ФСБ стал М. Барсуков. Жесткий руководитель, А. Семенов смог обеспечить привлечение казаков к охране государственной границы и к службе в армейских частях. При этом он довольно решительно преодолел и сопротивление Думы, не согласной с привлечением казаков к службе до принятия соответствующего закона, и недовольство некоторых казачьих руководителей, выступавших сначала за разработку единого для всех казаков регламента прохождения службы.

Результатами деятельности А. Семенова стало массовое привлечение казаков к службе по контракту в российских Вооруженных Силах (о службе казаков в Чечне говорилось выше) и в пограничных частях. Причем казаки обычно охраняют слабо прикрытые участки государственной границы, например - границу с Китаем в Забайкалье, а границы со странами СНГ, оборудование которых еще не завершено. Например, в составе Западной группе погранвойск, охраняющей границу с Украиной и Белоруссией, создана Добровольная пограничная казачья дружина (численность на момент создания в 1996 г. - 20 человек, но она постоянно увеличивается).

В январе текущего года Президент подписал Указ о порядке государственной регистрации казачьих войск. Войско считается зарегистрированным после утверждения его устава специальным указом Президента. Одним из первых был зарегистрирован Устав Терского войска (12 февраля 1997 г.). В результате терские казаки получили официальное право на ношение оружия, а также на осуществление мер по поддержанию порядка на территориях своего проживания.

В феврале 1997 г., Дума приняла новую редакцию проекта Закона “О казачестве”. Закон предполагает создание “Общероссийского Казачьего Объединения”, охватывающего все существующие казачьи войска. Возглавлять это объединение должен Верховный Атаман, который руководит всеми казаками, находящимися на действительной службе, а также назначает войсковых атаманов. В законопроекте определяется и срок службы казаков - 24 года; предусматривается также возможность привлечения казачьих частей к выполнению “нетрадиционных” (т. е. полицейских) обязанностей. В разделе о казачьем самоуправлении предусматривается лишь координация действий казачьих объединений с органами власти на местах.

Проект закона “О казачестве” вызвал недовольство значительного числа казаков, выступающих против введения должности Верховного Атамана со столь широкими полномочиями. Представители и Союза казаков, и Союза Казачьих Войск России и Зарубежья предлагают вообще не учреждать пост Верховного Атамана. Правительство, по их мысли, должно заключать соглашения о службе непосредственно с атаманами отдельных войск. Казачьи представители выступают за введение более широкого самоуправления на казачьих территориях - вплоть до оставления там только казачьих органов власти. Кроме того, определенное недовольство казаков вызвали и предполагаемый срок их обязательной службы, и возможность выполнения ими полицейских обязанностей за пределами казачьих земель.

Некоторые, наиболее радикально настроенные лидеры казаков призывают к невыполнению данного закона, если он будет принят без учета пожеланий казачества.

В последнее время появляется все больше сторонников тотального вооружения казаков (всего возможно вооружить до 1 млн человек). Одним из таковых является заместитель Секретаря Совета Безопасности Борис Березовский, заявивший, что “если власть не в состоянии защитить своих граждан, то она должна предоставить этим людям возможность для защиты на законных оснований”. В данном случае г-н Березовский имел ввиду дать казакам (прежде всего - терским) возможность самостоятельно защищать границу с Чечней от возможных повторений Буденновска.

В перспективе казачество может стать важным составным элементом в системе силовых структур России. Поэтому в дальнейшем и Президент, и его противники будут стараться “сыграть на опережение” в деле привлечения казачества к государственной службе. Этим стремлением объясняются попытки парламента скорее принять закон “О казачестве” в выгодной для оппозиции редакции, в частности создать Общероссийское Казачье Объединение, не подчиненное Президенту.

Выполнению мероприятий, намеченных правительством в отношении казачества, могут помещать обстоятельства: неразработанность законодательной базы и скудость военного бюджета.

В законодательстве не отражены вопросы казачьего самоуправления и землепользования, не приняты поправки к закону об оружии с учетом возможности вооружения казаков.

В государственном бюджете пока не предусмотрено выделение значительных средств на формирование и содержание новых воинских подразделений вообще и казачьих в частности.

Однако процесс возрождения казачества принял необратимый характер. Привлечение казаков к государственной и военной службе будет продолжаться и далее, пусть и не столь быстрыми темпами. Тотальное вооружение всех казаков, годных к службе, вряд ли возможно и необходимо. Скорее всего, казаки составят несколько небольших элитных подразделений в составе армии и погранвойск России.

Современное российское казачество не представляет собой единой политической силы. Среди казаков имеются представители всех политических течений. Создавшееся положение вряд ли изменится и в дальнейшем.

Говоря о более дальней перспективе, многие эксперты предсказывают превращение казачества, в большинстве своем расселенного на очень плодородных землях Юга России, в мирное земледельческое сословие, в класс преуспевающих фермеров. Но в современных условиях, когда во многих местностях России и сопредельных с ней государств сохраняются политическая напряженность и возможности возникновения новых локальных конфликтов, главной сферой деятельности казаков по-прежнему останутся военная служба и охрана российских границ, на протяжении столетий бывшие одними из главных исторических миссий российского казачества.

Cм.также:    “Любо!” Владимиру Путину. Российское казачество решило поддержать на выборах и.о. президента России. Часть вторая.

Василий АНДРЕЕВ
22 марта 2000 г.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России