Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 
Отношения Лужкова с Кремлем:
перемирие, мир или капитуляция?

В своей субботней аналитической программе Сергей Доренко в очередной раз “прошелся” по московскому градоначальнику. На этот раз уже не говорилось о связях Лужкова с сомнительными сектантами или об участии в убийстве Американского предпринимателя Пола Тейтума. Повод для очередного “наезда” на Юрия Михайловича был довольно банальным и, вроде бы, непосредственного отношения к Лужкову не имел. Первым сюжетом “Программы Сергея Доренко” был визит Владимира Путина в Орехово-Зуево, откуда он, как известно, вернулся на новой электричке в вагоне класса люкс. Но дело в том, что туда же, одновременно с В. Путиным и подмосковным губернатором направился и мэр Москвы.

Ну съездил Лужков в Орехово-Зуево, и съездил. Что из этого? Так нет, Доренко смог из этого, незначительного в общем эпизода создать целую историю. Точнее, он рассказал своим зрителям страшную сказку чуть ли не о “политической смерти” Ю.М., который, чтобы ее избежать, намерен выпросить прощение у Кремля, и ради этого лебезит перед Путиным и бегает за ним, как собачонка.

Что же, Доренко себе не изменяет. Но дело не в его способностях в области “черного пиара” и, в частности, делать из мухи слона. Другое дело, что проблема взаимоотношений столичных властей и федерального центра фактически никем, кроме него, в последнее время не затрагивалась. А зря. Проблема весьма интересная.

“Новейшая история”

“Информационную войну” между Кремлем и ОВР накануне парламентских выборов все помнят, будем надеяться, достаточно хорошо. Поэтому и останавливаться на ней не будем. Укажем только, что “боевые действия” были развязаны по инициативе “Отечества – Всей России” и лично Юрия Лужкова. “Война” эта была безнадежно проиграна. Причин тому множество: команда ОВР не смогла грамотно выстроить рекламную кампанию блока, не учла мощь информационных ресурсов Кремля и, соответственно, силу ответного удара, не смогла найти должных средств для отражения этого удара и т.д. Итог – явная неудача на выборах в Госдуму.

Далее наступило двухмесячное затишье. Наконец, в начале марта Юрий Лужков начал новую кампанию, на этот раз – по замирению с Кремлем. Хроника этой кампании такова:

3 марта Юрий Лужков “высказал предположение”, что возглавляемая им организация “Отечество” может поддержать на выборах губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, которая, как вице-премьер российского правительства, рассматривается многими в качестве кандидата от “партии власти”.

В тот же день о поддержке В. Матвиенко заявил и Евгений Примаков, лидер думской фракции ОВР. Его поддержка В. Матвиенко может быть объяснена тем, что последняя долгое время работала вместе с Е. Примаковым в МИДе. И в правительство она была приглашена по инициативе того же Примакова в бытность его премьер-министром.

Существует и другое объяснение: Лужков и Примаков, поддержав кандидатуру Матвиенко, тем самым “отомстили” действующему губернатору северной столицы В. Яковлеву за то, что сразу после парламентских выборов он дезавуировал свою принадлежность к ОВР. Если это верно, то маневр Яковлева не достиг своей цели: примирения с Кремлем ему достичь не удалось. Зато удалось окончательно рассориться не только с оппонентами ОВР (СПС, например), но и с бывшими партнерами по коалиции.

Наконец, третье возможное объяснение: поддержка В. Матвиенко – это “пробный шар” “отечественников”, их первый мирный демарш. Против этого можно возразить, что, во-первых, подобными “пробными шарами”, более ранними хронологически, могут скорее считаться отказ Е. Примакова от борьбы за место спикера Думы, а затем – и за президентское кресло. Кроме того, Владимир Путин высказался в том духе, что победа Матвиенко зависит от поддержке не федеральной власти, а самих санкт-петербуржцев, тем самым дезавуировав утверждения, что она является кандидатом от “партии власти”.

6 марта состоялась встреча Юрия Лужкова и Владимира Путина, на которой была достигнута договоренность о взаимодействии федерального и московского правительств. “Решили, что будем работать рука об руку”, - так прокомментировал результаты этой встречи московский мэр.

Через десять дней, 16 марта, Юрий Лужков несколько неожиданно выступил в поддержку кандидатуры Владимира Путина. Объясняя свой выбор тем, что “Отечество” вступило в личные контакты с большинством кандидатов в президенты, и сделало свой выбор. С той, правда, оговоркой, что “Отечество” и лично Лужков не будут поддерживать Путина безоговорочно – он должен дать гарантии сохранения демократических свобод, отказаться от засилья олигархов в политике и бизнесе и поддерживать реальный сектор экономики. Оговорки, в сущности, пустые, ибо, кроме всевозможных инсинуаций насчет “авторитарного курса” Путина, использования им “административного ресурса” при проведении предвыборной кампании и пр., исходящих, главным образом, от его конкурентов в борьбе за президентское кресло, никаких оснований для подобных заявлений нет. В данном случае, Лужкову надо было просто сохранить лицо: ведь он долгое время главным противником федеральной власти и, кроме того, отказался от поддержки “партийного кандидата” от ОВР Станислава Говорухина.

На следующий день Лужков приехал в Орехово-Зуево и присоединился к свите и.о. президента. Приехал он туда по собственной инициативе – по протоколу его присутствие там не требовалось. Возникает вопрос – зачем он это сделал? Одно объяснение, исходящее от Доренко, мы уже слышали. Но признать его исчерпывающим и единственно возможным мы не можем.

Поводов для собственно вояжа в Подмосковье у Лужкова могло быть два. Первый: после сделанного накануне заявления о поддержке В. Путина столичный градоначальник был заинтересован в появлении на людях вместе со “своим кандидатом” в президенты. Второй (вытекает из первого): Владимир Путин в тот день лично вручил удостоверение губернатора Борису Громову, которого Лужков поддерживал на выборах. Ему (Лужкову) также надо было поприсутствовать на этой церемонии (или хотя бы “засветиться” в одной компании с губернатором и и.о. президента). Тем самым он имел возможность продемонстрировать, что растерял еще далеко не всех своих влиятельных сторонников.

Но все это лишь поводы для поездки Юрия Лужкова в Орехово-Зуево. Более сложный вопрос: каковы глубинные причины кампании по замирению с Кремлем и может ли он рассчитывать в этом деле на взаимность?

Мотивы Юрия Лужкова

Сразу отметим, что у Юрия Михайловича есть все основания желать скорейшего мира с бывшими политическими противниками. Главное из них – осознание невозможности продолжения дальнейшей борьбы хотя бы с минимальными шансами на успех. “Отечество – Вся Россия” фактически превратилась в промосковскую группировку, сплотившуюся вокруг фигуры мэра. От фракции ОВР в Думе откололись аграрии и группа “Вся Россия”. А лидер фракции Евгений Примаков самостоятельно вышел из борьбы, фактически поддержав Владимира Путина. Более того, сам Путин весьма заинтересован в союзе с Примаковым. Евгений Максимович, хоть и отказался баллотироваться кандидатом в президенты, но в целом смог сохранить свой авторитет в обществе. Тем самым он может обеспечить В. Путину несколько миллионов голосов своих сторонников. В своем стремлении сблизиться с Путиным Примаков уже добился некоторой взаимности, подтверждением чему служит информация о возможности назначения Евгения Примакова на высокий правительственный пост. Например, представителем России при ООН. О своей поддержке – прямой или косвенной – Владимира Путина заявили и некоторые другие бывшие соратники Лужкова по ОВР.

Таким образом, столь тщательно создаваемый “антикремлевский” фронт практически перестал существовать. Точнее, его построение превратилось из сомкнутого в дисперсное: и самому Юрию Лужкову, и некоторым другим бывшим его соратникам (тому же Владимиру Яковлеву, например), по прежнему приходится отражать направленные против них атаки, но сражаются они уже поодиночке. С другой стороны, единый фронт против ОВР (“группы Лужкова-Примакова”) также распался. Однако главной причиной этого стал прежде всего кризис внутри самого ОВР, и, следовательно, массированное давление на него, типа организованного осенью, стало не нужным.

В таких условиях придерживаться своей прежней линии стало для Юрия Лужкова совершенно невыгодно и бесперспективно. К тому же мэр Москвы до недавнего времени оставался одним из немногих политиков федерального масштаба (не считая, конечно, других кандидатов в президенты), находившихся в оппозиции Владимиру Путину. Выглядеть “белой вороной”, тем более после поражения на выборах и последовавшего затем внутреннего кризиса “лужковского” движения ему, мягко говоря, неудобно.

Выше рассматривались факторы политического порядка, заставляющие Юрия Михайловича искать примирения с бывшими противниками. Перейдем теперь к факторам экономическим.

Не секрет, что финансовое положение столичного правительства весьма и весьма тяжелое. Значительный процент региональной части государственного долга РФ приходится на Москву. В долларовом эквиваленте сумма московского долга составляет 3,3 млрд., или около 20% валового внутреннего продукта Москвы, или 100% ее бюджетных доходов. Общий объем долга относительно невелик. Для сравнения: внешний долг страны за 1996-1998 гг. составлял 30% от общего объема ВВП. Однако структура внешних долгов Москвы абсолютно неэффективна. Прежде всего, долговые обязательства Москвы в массе своей краткосрочные. Значительная часть заимствований была сделана в 1997-98 гг., а погашать их приходится в период 1999-2001 гг. Сумма выплат по долгам только за прошлый и нынешний год составляет 1,78 млрд. долларов платежей, из них большую часть – 1,12 млрд. долларов – предстоит выплатить в этом году.

Далее, средняя процентная ставка обслуживания московского долга примерно в полтора раза выше, чем долга российского. Иными словами, московский внешний долг очень “дорогой”.

Городская казна очень часто гарантировала долговые обязательства частных заемщиков. Последние выплачивают свои долги крайне редко и нерегулярно. Результат – общая сумма городских гарантий по долгам заемщиков-частников составила 560 млн. долларов.

Некоторые аналитики предсказывают Москве скорый финансовый крах. Подобные опасения существуют и в московском правительстве, которые пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Одно из решений проблемы – заведомое исключение из бюджета довольно крупных сумм (в этом году – 33 млрд. рублей). Эти дополнительные доходы и будут направлены на погашение части внешнего долга.

Другой вариант – добиться, чтобы часть расходов по погашению московского долга на федеральную казну, или хотя бы добиться от нее гарантий существенной части столичных заимствований. А сделать это можно, только устранив все существующие противоречия с федеральными властями и прежде всего с самим Владимиром Путиным.

К числу факторов политико-экономических можно отнести известную угрозу столичному статусу Москвы, возникшую в связи с планами перевода в Питер российского парламента. Это грозит, во-первых, потерей субвенций Москве на исполнение ею столичных функций, а во-вторых, оттоком из столицы значительной части концентрирующихся там финансовых средств. Не секрет, что превращению Москвы в финансовый и деловой центр России в значительной степени способствовала особая, и даже несколько гипертрофированная роль, которую та играла еще в советские времена. Следовательно, утрата Москвой столичных функций приведет к резкому сокращению притока финансов. Соответственно, отвести и эту угрозу возможно только имея хорошие отношения с федеральным центром.

Возможная реакция Путина на мирные демарши Лужкова

Итак, Юрий Лужков кровно заинтересован в налаживании отношений со своими бывшими оппонентами. Но заинтересован ли в том же Владимир Путин? Ответ на этот вопрос, практически однозначно, положительный.

Налаживание отношений с Юрием Лужковым позволит и.о. президента рассчитывать на дополнительное, и очень значительное, количество голосов на выборах 26 марта. Как показали парламентские выборы, а также выборы мэра Москвы, популярность Юрия Лужкова в столице по-прежнему необычайно высока, а вот “Единство”, наоборот, фактически потерпело там поражение. Налаживание отношений с Лужковым и, соответственно, поддержка последнего в той или иной форме позволит Владимиру Путину избежать нежелательных для него затруднений, которые могут возникнуть по результатам волеизъявления москвичей.

Это ближайшая перспектива. В дальнейшем заинтересованность федеральных властей в нормальных отношениях с Москвой будет только возрастать. Москва, несмотря на все испытываемые ею трудности остается финансовым и деловым центром страны, одним из богатейших регионов России, регионом-донором, обеспечивающим значительную часть поступлений в бюджет страны. Уже ввиду этого конфликтовать со столичной властью Центру не выгодно.

Наконец, продолжение конфликта или хотя бы его отголоски не выгодны Владимиру Путину уже в силу провозглашенного им курса на консолидацию российского общества, на ликвидацию существующего внутри его антагонизма.

К тому же после президентских выборов разгоревшиеся в прошлом году политические баталии постепенно утихнут, а возможностей для их возобновления появится достаточно нескоро – максимум через три года. Так что для окончательной ликвидации противостояния московской и федеральных властей есть все основания, а сама нормализация – лишь вопрос времени. Если, конечно, не вмешаются сторонние силы, которым выгодно сохранение напряженности. А что это за силы – тема отдельного разговора.

Василий АНДРЕЕВ
20 марта 2000 года.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России