Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Архив наших публикаций. Комментарий

 

Кина не будет.

Кремлю придется агитировать за Зюганова.

Несколько месяцев тому назад во время парламентских выборов избиратели оказались зрителями захватывающего политического шоу. Страсти кипели, политики и журналисты неистовствовали, изобретая и запуская копромат, посылая проклятия и судебные повестки друг другу. Зрелище было настолько завлекательное, что по воскресеньям наиболее политически озабоченным гражданам приходилось не расставаться с пультом телевизионного управления, чтобы попробовать увидеть очередные перлы политической разборки на разных каналах.

Начавшаяся решающая стадия предвыборной агитации – ведение предвыборной агитации – в этот раз нам ничего подобного не обещает. “Кина не будет”. Фаворит неумолимо приближается к победе. И это не столько результат манипулирования общественным мнением, хотя, очевидна, активная роль теленаканалов. Главное все-таки в другом: за несколько месяцев премьерства Путин приобрел симпатии масс. По сути, народ сам, заранее до выборов сделал свой выбор, и политической элите общества пришлось с ним согласиться.

В конце лета или в начале августа любого, кто бы всерьез воспринял назначение Ельциным преемника, просто бы высмеяли. А через несколько месяцев бурный рост рейтинга Путина заставил одних поставить на премьера, а других – смириться с этим феноменом. Выборы в Думу и успех “Единства”, прежде всего, - это подтверждение всех опросов и рейтингов. Кстати говоря, никакой особой изобретательности, никаких сверхтехнологий власть не задействовала. И успех “Единства” отразил всего две вещи: популярность Путина и своевременность и точность политического хода с созданием блока. Ведь власть и раньше перед выборами создавала разные партии власти. К прошлым - НДР, “Левоцентристкий блок Рыбкина. Последний вообще потерпел полный крах, а черномырдинский блок, несмотря на активную поддержку губернаторского корпуса, получил намного меньше, чем “Медведь”. Именно соответствие появления нового национального лидера чаяниям избирателей и стало основой успеха “Единства.

Поэтому, те кто, говорит, что надвигающиеся выборы недемократичны, откровенно лгут. Другое дело, что этот самый рейтинг свидетельствует: у самой демократии есть весьма уязвимые места и речь идет о подтверждении известного афоризма: демократия – вещь плохая, но человечество лучше ничего не придумало. Вот и стремительный рост рейтинга доказывает, что большинство весьма подвержено различным надеждам и иллюзиям и склонно делать выбор, глубоко не вникая в суть. Но с этим приходится считаться как с неотъемлемым свойством народовластия.

Проблема в другом – отрыв Путина от других претендентов снижает интерес к выборам и потенциально есть угроза их срыва из-за неявки. Очевидно, что власть прекрасно это осознает и принимает меры. Ее СМИ, прежде всего соответствующие телеканалы уже начали нагнетать напряжение и ведут необходимую в этих условиях пропаганду. Однако этого мало. Все-таки нужна какая-то интрига, какая-то иллюзия выбора. И сейчас мы видим достаточно значительное количество антипутинских публикаций. Причем, что любопытно: газеты и телеканалы зачастую выступают куда жестче, чем те, кто стоят за их спиной – олигархи, региональные лидеры.

У читающих прессу сможет действительно возникнуть мнение, что хотя бы в СМИ идет какая-то борьба против фаворита. Причем, показательно, что даже обычно лояльные к власти издания активно в этом участвуют. Вывода может быть два:1) против и.о. сложилась политическая коалиция, которая открыто себя не проявляет и действует через СМИ; 2) сама власть инициирует подобные публикации, поскольку именно таким образом легче привести к урнам массового избирателя. И поскольку сомнений в победе Путина нет, а российские политики рациональны до цинизма, более реальным представляется именно второй вариант. Сегодня Кремль готов тайно агитировать и за Зюганова: все равно победитель известен, а коммунистический электорат хотя бы явку обеспечит.

Виктор Бондарев, политолог, специально для сервера “Выборы Ру”.

На страницу назад

 
Архив наших публикаций
2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России